$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Логистика. КАК ЗАМКНУТЬ ПОЛНЫЙ ЦИКЛ©

13.10.2015

Сегодня в Беларуси на долю логистики приходится около 6% ВВП. Это совсем немного для страны, занимающей выгодное географическое положение. К примеру, в странах ЕС этот показатель составляет 20–25%. А вот с логистическими издержками в стоимости продукции все наоборот: у нас они в прошлом году достигали 20–25%, в то время как в мире в среднем — около 11%. Поэтому рост количества и качества логистического сервиса необходимо наращивать, заявил заместитель генерального директора БелНИИТ «Транстехника» Павел БОЖАНОВ, выступая на Белорусской транспортной неделе-2015.

 
До конца т.г. инвестиции в строительство и развитие существующих логистических центров составят более 900 млн. USD, из них 132 млн. должно быть вложено в развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Общий складской объем таких центров составит более 735 тыс. м2.

В настоящее время 34 логистических центра различной функциональности активно осваивают национальный рынок. На днях открывается еще один — оптово-логистический центр «Стальное дело» возле ст. Колодищи Минского района. Данная деятельность достаточно выгодна: рентабельность логистических компаний составляет от 10 до 55%, в частности, до 25% — у операторов, арендующих площади логистических центров, и до 55% — у их владельцев, использующих собственную инфраструктуру.

Основная проблема — отсутствие комплексности оказания логистических услуг. Помимо транспортировки, хранения, складского обслуживания наиболее перспективным считается полный цикл, включая закупку, таможенное оформление, сбыт, финансирование, информационные услуги, организацию и обслуживание цепочек поставок, организацию контрактной работы по ВЭД, управленческий и организационный консалтинг. К сожалению, если наши логистические центры могут предложить максимум 15–20 функций, то их европейские коллеги — 50–70. Между тем даже СТБ 2306-2013 «Услуги логистические. Общие требования и процедура сертификации» допускает выполнение в логистическом центре 88 функций.

По данным статистики объем услуг, оказанных организациями, осуществляющими логистическую, транспортно-экспедиционную деятельность, в 2014 г. по сравнению с 2013-м вырос на 38,3% в фактических ценах и составил более 1,5 трлн. Br. Такой рост обеспечен за счет увеличения услуг операторами на арендованных элементах логистических центров в 3,3 раза, логистическими операторами на складах и (или) других объектах — в 3,7 раза. В то же время объем услуг, оказанных в транспортно-логистических центрах, снизился на 15,6%, а в торгово-логистических — на 1%. При этом удельный вес первых в общем объеме сократился за год с 61,1 до 37,2%, а вторых — с 20,3 до 14,6%.

Доля услуг, оказанных логистическими центрами, уменьшилась с 70 до 61,6% из-за снижения объема услуг на транспортно-логистических центрах на 115,4 млрд. Br (78,8% к уровню 2013 г.), на оптово-логистических и торгово-логистических — на 16,7 млрд. Br (92,5%).

Основная проблема, с которой пришлось столкнуться белорусской логистической системе, — недостаточная увязка снабжения, производства и сбыта в экономике со спросом и предложением в конкретных секторах товарного рынка. Это существенно затрудняет формирование эффективных цепей поставки материальных ресурсов. Кроме того, строительство только половины логистических центров, запланированных госпрограммой, свидетельствует о неудовлетворительной привязке их к местности при выборе площадок для размещения и реальным логистическим потокам. Инвестиции в этой сфере по сравнению с соседними странами у нас невелики. При этом большинство созданных центров предназначено для работы с потребительскими товарами, а не сырьевыми ресурсами.

В Концепции государственной программы развития логистической системы в 2016–2020 гг. говорится, что основу товарных потоков, проходящих через Беларусь, составляют внешнеторговые грузы стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Евросоюза. Тенденция последних лет свидетельствует о перераспределении глобальных товарных потоков с центральноевропейского направления (Запад — Восток — Запад) на южноевропейский коридор. Поэтому к экономическим рискам, влияющим на эффективность использования логистического потенциала при обработке товарного потока, следует относить уровень спроса в странах ЕС на сырье: нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, черные металлы, лес и лесоматериалы.

Определенные экономические риски могут быть связаны с низкой конкурентоспособностью национальной логистической системы, в т.ч. с сохранением неравных условий осуществления хозяйственной деятельности в рамках ЕАЭС, а также высокой конкуренцией в соседних странах ЕС (Польша, Литва, Латвия), зарегулированностью технических регламентов в рамках Таможенного союза. Есть и геополитические риски, масштаб которых главным образом зависит от состояния взаимоотношений Беларуси с Евросоюзом и Россией, а также нашего основного партнера по ЕАЭС с другими государствами. К примеру, взаимные санкции между Россией и Западом уже отражаются на экономике нашей страны.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА