$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЛОГИСТИКА ИНТЕГРАЦИИ©

13.06.2014

В Беларуси транспортно-логистическая деятельность нуждается в совершенствовании правового регулирования в целях повышения конкурентоспособности отечественных предприятий на международном рынке, их вклада в национальную экономику. К такому выводу пришли участники общего собрания членов Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ», обсудивших итоги 2013 г. и задачи на текущий год.

БАМЭ объединяет 116 транспортно-экспедиционных и логистических организаций. В 2013 г. объем их услуг вырос по сравнению с предыдущим годом почти на 19%, до 1,9 млрд. USD, из которых более 63% — по договорам с нерезидентами, сообщил председатель правления Ассоциации, генеральный директор ОАО «Белмагистральавтотранс» Николай Горбель. Ведущая роль здесь принадлежит железнодорожному транспорту — 970,4 млн. USD, тогда как объем автоперевозок составил 827,6 млн., водным путем — 80 млн., воздушным — 17,5 млн. USD.

При росте стоимостного объема оказанных транспортно-экспедиционных и логистических услуг физический вес перевезенных в 2013 г. белорусскими организациями грузов снизился по сравнению с 2012 г. на 2,8%, до 471,2 млн. т. Отрицательная динамика зафиксирована в железнодорожной отрасли (140 млн. т) и на воздушном транспорте (11 млн. т), что на 8,9% и 21,4% соответственно ниже, чем годом ранее. Вырос объем перевозок грузов внутренним водным транспортом на 11,5%, до 4,5 млн. т, и автомобильным — на 1,7%, до 192,5 млн. т.

Несмотря на рост грузовых автоперевозок, их состояние, особенно на международном рынке, беспокоит членов БАМЭ. Особенно их разочаровали условия интеграции в рамках Таможенного союза, серьезно ограничивающие возможности белорусов на российском рынке. Годовая квота в 75 тыс. разрешений на въезд в РФ, выданных нашим автоперевозчикам, не позволила им добиться более существенного роста выручки и прибыли. Не оправдываются и надежды на ЕАЭС, поскольку в нем тоже сохраняются ограничения на каботажные перевозки. Эти барьеры ведут к оттоку капитала из нашей страны. Чтобы избежать необходимости получения разрешений, некоторые белорусские транспортные предприятия стали открывать дочерние фирмы в России и Казахстане, выводя туда свой бизнес.

Кроме того, есть и внутренние факторы, мешающие развитию транспортно-экспедиторской деятельности. Например, многие белорусские грузовладельцы продают товары, в отличие от мировой практики, на условиях ФОБ, а покупают — на условиях СИФ, перекладывая таким образом расходы, связанные с доставкой товаров, на своих партнеров. Но при этом право на оказание транспортных и транспортно-экспедиционных услуг переходит к иностранным компаниям, что лишает белорусских экспедиторов заработка.

Не оправдывают себя пока логистические центры, в строительство которых инвестировано в общей сложности уже свыше 3 трлн. Вг. Объем оказанных ими в 2013 г. услуг на 456,4 млн. USD ниже, чем планировалось. При этом из 16 действующих центров полный спектр услуг, включая таможенные, оказывают единицы, в т.ч. РУП «Белтаможсервис», ОАО «Белмагистральавтотранс», ГП «БТЛЦ». Деятельность остальных, несмотря на современную инфраструктуру, ограничивается складированием товаров, их хранением, сортировкой, маркировкой и транспортировкой по территории страны.

Как показывает анализ, большинство компаний, инвестировавших в белорусскую логистику, занимается в основном недвижимостью, не вкладывая при этом средства в развитие логистического сервиса, повышение его качества. Это большинство не приводит за собой логистических операторов, а намерено и в дальнейшем продавать недвижимость или сдавать ее в аренду. При этом складские помещения нередко проектируются без привязки к специфике товаров, которые в последующем будут там размещаться. В результате далеко не все предлагаемые в аренду склады могут быть востребованы логистическими операторами.

Логистика — это не только склады, железнодорожные пути, автотрассы, а и финансовые механизмы, схемы, страховые услуги, отметил Н.Горбель. Однако реалии в нашей стране таковы, что белорусские банки, за исключением Беларусбанка и БПС-Сбербанка, пока слабо участвуют в логистическом бизнесе.

Для повышения эффективности транспортно-логистической деятельности в нашей стране необходимо, по мнению членов БАМЭ, совершенствование законодательства, чтобы создать привлекательные условия, в частности, для логистических компаний, которые способны переключить на белорусский рынок транзитные товары и финансовые потоки.

Транзитные грузопотоки белорусскими логистическими центрами, к сожалению, сегодня фактически не перерабатываются, признал начальник управления регионального сотрудничества, выставочно-ярморочной и логистической деятельности Минторга Роман Рачковский. В этой связи планируется пригласить в страну зарубежные компании, заключив с ними долгосрочные контракты на оказание логистических услуг. Соответствующее предложение Минторга рассматривается в Совмине.

В следующем году завершается действие Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, утв. постановлением Совмина от 29.08.2008 № 1249, в которое недавно были внесены коррективы постановлением Совмина от 28.04.2014 № 402. В частности, им предписано проведение до 1 июля т.г. анализа работы органами госуправления по повышению позиции Беларуси в международном рейтинге по уровню эффективности логистики (LPI) и выработке соответствующих мер по его результатам. Напомним, что в рейтинге LPI, составляемом Всемирным банком, наша страна поднялась с 91 места в 2012 г. на 99-е в 2014-м.

Трудно сказать, насколько самокритичными в этой связи будут наши чиновники в оценке достижений в развитии логистической деятельности в Беларуси, но точно известно, что без внимания государства она не останется. Уже поступило предложение разработать концепцию развития национальной логистической системы на период до 2020 г.

Иван МИХАЛЕВИЧ