$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Логика перспектив национальной логистики

21.04.2009

Через месяц в Праге (Чехия) пройдет ассамблея Европейской ассоциации логистики ELA, в которую входят национальные ассоциации более 30 стран. Белорусская ассоциация логистики «АБИЛОГ» имеет статус наблюдателя ELA. С ее председателем, ректором Международного института трудовых и социальных отношений (МИТСО — обучает практиков логистике) Валерием ТОЛКАЧЕВЫМ побеседовал наш корреспондент.

- В каком состоянии находится сегодня отечественная логистика?

— На мой взгляд, белорусская логистика значительно отстала от мировой, в частности, европейской. В РБ не только не создано ни одного серьезного логистического центра, но и не подготовлено ни одного дипломированного выпускника по специальности «логистика». Наш институт в течение трех лет проводит 9-месячные курсы. Слушатели получают сертификаты итальянской ассоциации логистики AILOG (документ удостоверяет, что они прослушали курс логистики). Лекции читают как итальянские, так и белорусские специалисты.

Полноценный вузовский диплом государственного образца, в котором будет написано «логист-экономист», получат лишь через 4 года студенты двух групп дневного и одной заочного отделений, которые планируем набрать к сентябрю. Для этого создаем соответствующую кафедру, а с 2010 г. — первый в РБ факультет логистики.

В январе набрали группу в 25 человек с высшим образованием (экономика, математика), которые после двух лет обучения получат диплом, где будет сказано, что они прошли переподготовку по специальности «логист-экономист». Уже есть договоренность с высшей школой логистики Познани и Московской академией об обмене научными кадрами и преподавателями. К 2010 г. собираемся совместными усилиями написать учебник по логистике, создать курсы лекций по направлениям. Сделаем все, чтобы из стен отечественных вузов выходили профессионалы, говорящие не менее чем на двух иностранных языках.

- Не так давно специалисты обсуждали проект Национальной программы логистики. Какова ее судьба?

— Программа пока не принята. Поэтому еще можно кое-что обсудить. На мой взгляд, не стоит залезать в мельчайшие детали. Достаточно грамотно прописать требования государства — с чего начать, какие схемы и какие центры построить. К разработке документа стоило бы привлечь специалистов, способных дать профессиональные рекомендации. В первую очередь, вузовскую науку и серьезных инвесторов. Следовало бы пригласить экспертов из России, Италии. У нас к иностранным спецам неправильное отношение. Я тоже против случайных, непрофессиональных советчиков. Но ведь эксперта мы можем сами компетентно выбрать. В странах Европы, Азии и других континентов накоплен большой пласт информации. Нужно использовать мировой опыт.

Для развития логистики кроме программы требуются и другие нормативные документы. Ждут решения проблемы передвижения товарных потоков через границы государств, таможенные в том числе.

- Какую роль может сыграть логистика в нынешней кризисной ситуации?

— Очевидно, что к докризисному состоянию мир уже не вернется никогда. Все будут развиваться в совершенно новых условиях. Что нас ожидает — об этом можно только догадываться. Беларусь в геополитике не будет играть решающей роли. Но мы уже сегодня должны видеть, каким станет мировой рынок в 2010-2015 гг. и какое место на нем сможет занять наша страна.

Многие эксперты Италии, России, Польши сходятся во мнении, что именно логистика обеспечит малозатратное решение финансово-экономических проблем, вызванных кризисом. Логистические центры не требуют больших финансовых затрат. Раньше трансформация складов в такие центры длилась годами. Например, важнейший траспортно-промышленый узел в Вероне (Италия), аккумулирующий товаропотоки, идущие через южную Европу, сформировался за 40 лет.

Сейчас на их создание может хватить и 3-5 лет. Хорошие успехи в логистике у поляков. Прекрасный национальный центр будет создан под Варшавой. Давайте и мы застолбим необходимое количество гектаров в точках максимума товаропотоков — это может быть Брест или Минск — и начнем строить самые современные склады группы «А». Эксплуатируемые ныне Минторгом, Белресурсами, БелЖД объекты давно устарели.

Параллельно нужно активно заниматься и прогнозированием, в т.ч. потребительского рынка. Вскоре будут востребованы товары совершенно иного рода. Поэтому уже сегодня нужно определить, какие именно и в каком объеме. Если угадаем хотя бы на 20-30% — это уже успех.

Тамара МАРКИНА