$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЛИЗИНГОВЫЙ ЛАНДШАФТ: КОНСТРУКТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ

18.06.2010

С начала года растет активность на белорусском рынке лизинга. Однако во многих компаниях по-прежнему доля сделок по реструктуризации задолженностей клиентов и возврату имущества остается весомой. Такова расплата за пренебрежение политикой управления рисками и несбалансированность в формировании лизинговых портфелей в докризисный период. Сенсацией стала майская новость — латвийский банк Rietumu объявил о покупке компании «Парекс Лизинг» в рамках стратегии расширения собственного бизнеса, представленного группой «ВестЛизинг», специализирующейся на лизинге строительной техники, коммерческого автотранспорта, промышленного оборудования. Комментируя сделку, Rietumu заявил о планах объединения бизнеса под брендом «ВестЛизинг».

На протяжении последних лет «ВестЛизинг» и «Парекс Лизинг» входили в число лидеров белорусского рынка лизинговых услуг. Мы обратился к директору ИООО «ВестЛизинг» и исполняющему обязанности директора и второй компании Юрию МЕЧКОВСКОМУ с просьбой рассказать о планах развития объединенного бизнеса и о тенденциях, которые cформировались на белорусском рынке лизинга.

— Как в результате сделки изменится рыночная доля «ВестЛизинга», как изменился лизинговый портфель по объему и качеству?

— Совладелец и стратегический партнер группы — банк Rietumu рассчитывает на эффект синергии от слияния двух компаний. В настоящее время наш портфель по объему примерно вдвое больше, чем приобретенного бизнеса. Ведь последние полтора года, с того момента, как пошатнулось финансовое положение банка-учредителя, «Парекс Лизинг» не заключал новых сделок. Rietumu купил компанию, успевшую наработать приличный портфель договоров. Но в последнее время она ограничивалась только сопровождением действующих договоров и взысканием долгов. Одна из наших задач — предложить клиентам «ПарексЛизинга» бизнес-возможности нашей группы. Находка в портфеле «Парекса» — крупные дистрибьюторские компании. Надеемся, что развитие их бизнеса позволит заключить новые договоры.

Мы сумели урегулировать основные проблемы клиентских неплатежей к осени 2009 г., а у «ПарексЛизинга» проблемы с недоплатами актуальны до сих пор. Считаем, что наш опыт позволит достаточно быстро справиться с этим «наследством». Заниженные критерии оценки заемщиков были частью агрессивной политики захвата рынка "Парекс Лизингом".

— Расскажите подробнее о реализованной антикризисной стратегии «ВестЛизинга».

— В I–II кварталах 2008 г. Rietumu Banka рекомендовал нам более консервативно подходить к оценке финансов потенциальных лизингополучателей. Мы не соревновались с конкурентами в понижении ставок, не стремились нарастить объемы, достаточно жестко оценивали платежеспособность, ориентируясь на то, что нужны не только объемы, но и доходность. В 2009 г. с клиентами, которым стало тяжело платить, мы вместе находили новых лизингополучателей и передавали им объект лизинга. Были случаи, когда мы брали на себя убытки из-за падения стоимости техники на вторичном рынке. В большинстве случаев проблемные вопросы удавалось решать без обращения в суд, сотрудничая в урегулировании проблемных моментов. Для части клиентов провели реструктуризацию долгов, снизив ежемесячный размер платежей и удлинив сроки лизинга.

Вообще действовать приходится быстро, иначе ком проблем нарастает: у всякой лояльности и терпения имеются границы. Мы не намерены просто списывать долги в убытки, но открыты для компромисса. Вместе с клиентами мы в определенной мере разделяем риски, успех или неуспех конкретных инвестиционных проектов. Когда клиент не платит — это обратная сторона принятого когда-то решения о заключении договора лизинга.

Мы убедились в том, что при оценке возможностей заключения новых договоров важно ставить на первое место не ликвидность и стоимость залога, а хорошее понимание бизнеса клиентов и источников погашения кредитных обязательств. Поэтому, принимая решения о сотрудничестве, не ограничиваемся результатами анализа документов финансовой отчетности (бухгалтерских балансах, отчетах о прибылях и убытках, отчетах о движении денежных средств). Рассчитанные финансовые коэффициенты — это все-таки только сухие цифры, и они получаются порой не в пользу клиента. Мы смотрим шире, наши аналитики ведут мониторинг ситуации в отраслях, оценивают риски по лизинговому проекту в рамках бизнеса клиента в целом. Кроме того, мы анализируем финансовое состояние клиентов с применением МСФО, методик управленческого учета.

— Вы говорили о проблемах с взысканием долгов с лизингополучателей. А клиенты «ПарексЛизинга» могут, в свою очередь, рассчитывать на вашу лояльность и реструктуризацию неплатежей?

— Наша стратегия в отношении приобретенного бизнеса — это сбор портфеля и погашение обязательств компании. Каждый раз решение принимается индивидуально. В частности сегодня актуально использование процедуры посредничества.

Клиентская база обеих компаний похожа по отраслевой структуре: те же перевозчики, строители. Но если «Парекс» работал на 99% с частными фирмами, то среди наших клиентов значительна доля госпредприятий и ОАО с долей госсобственности. В местных условиях эти предприятия перспективны, т.к. на них распространяются меры господдержки. Это один из факторов, объясняющих высокое качество нашего портфеля. Например, строительные госкомпании являются генподрядчиками при обслуживании государственных инвестиционных программ, и, как оказалось, в кризис их финансовое состояние лучше, чем у частных, средних по размеру предприятий.

— Какие отрасли вы считаете наиболее перспективными для нового бизнеса?

— Для нас нет подходящих или неподходящих отраслей: есть компании перспективные, с хорошими финансовыми результатами, а есть — убыточные. Поэтому мы готовы расширить деятельности в сегменте лизинга оборудования. Например, в нашем портфеле есть договоры на поставку машин горизонтально-направленного бурения для муниципальных, строительных и телекоммуникационных компаний. Считаем перспективными отношения с предприятиями пищевой промышленности.

Сейчас, по мере выхода из кризиса и улучшения финансового состояния предприятий, мы снижаем требования к клиентам. Но ориентируемся на тех, кто имеет прибыль и понятный денежный поток. Индивидуальный подход к ним проявляется в определении размера аванса и готовности финансировать низколиквидное оборудование.

— Какие тенденции окрепли на отечественном рынке лизинга?

— Основные тенденции — это снижение лизинговых ставок и спрос на лизинг в белорусских рублях. Если в прошлом году мы устанавливали объем авансовых платежей на уровне 30—35%, то в этом году вернулись к 20% и ниже. Спрос на инвестиции еще не восстановился, он несильный и избирательный. Текущее финансовое состояние большинства предприятий временно не позволяет им расширять бизнес. Во многом спрос на инвестиции, в т.ч. в форем лизинга, определяется устойчивостью спроса на белорусские товары и услуги на внешних рынках. Так, международные перевозки зависят от динамики российского импорта потребительских товаров. Когда он «просел», упали объем перевозок и тарифы перевозчиков. К тому же сократились поставки оборудования из Европы в РФ. Поэтому пока у перевозчиков нет устойчивой уверенности в необходимости расширения бизнеса. Сначала должны восстановится объемы и цены на фрахт. А предприятия этой отрасли — основа клиентской базы большинства белорусских лизинговых компаний. Тем не менее, всем понятно, что с восстановлением экономики будет возрастать и спрос на услуги лизинга как на транспорте, так и в остальных отраслях — промышленности, торговле и т.д.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Справка «ЭГ»

В 2009 г. процентный доход группы компаний «ВестЛизинг» от финансового лизинга, рассчитанный по МСФО, остался на уровне 2008 г. и составил 12 177 млн.Br (4,26 млн. USD), на 1.01.2010 г. подтверждены активы в размере 49 015 млн. (17,14 млн. USD), что составляет 89% к уровню 2008 г.

Совладелец и стратегический партнер группы — латвийский банк Rietumu. В марте 2010 г. он открыл очередные кредитные лимиты белорусской компании в размере 3 млн. USD и 2 млн. EUR.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях