$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ЛИЗИНГ НА ПОРОГЕ МЕГАРЕГУЛИРОВАНИЯ©

29.01.2013

Национальный банк намерен заняться регулированием лизинговой деятельности. По его мнению, придание лизинговым компаниям статуса финансовых посредников, введение для них нормативов достаточности капитала и соответствующего надзора увеличит ресурсный потенциал в этой сфере, улучшит их возможности. Руководители лизинговых компаний настороженно отнеслись к этой идее. Свои опасения и надежды они высказали на конференции «Лизинг в Беларуси, тенденции и перспективы».

Лизинг в Беларуси развивается исключительно за счет банков, полагает начальник управления регулирования небанковских операций Нацбанка Дмитрий Набздоров, — как путем непосредственного осуществления лизинговых операций, так и через создание лизинговых компаний и их кредитование. Собственные средства в общем объеме операций лизинговых компаний составляют всего около 25%, остальные 75% — это заемные средства, в основном кредиты банков. Доля лизинговых компаний, учрежденных банками, занимает около 70% от общего лизингового портфеля. Консолидация банковского и лизингового бизнеса объективно требует единого регулирования этих двух сегментов финансового рынка. В Нацбанке полагают, что увеличение финансового потенциала лизинговой отрасли возможно с приходом на рынок крупных иностранных и отечественных инвесторов, в т.ч. небанковских. Возможно направление на развитие лизинга значительных средств из бюджета, рыночное перераспределение ресурсов финансового рынка, в частности, из банковского сегмента в лизинговый.

Наиболее реалистичный вариант для этого, по мнению Нацбанка, — приобретение лизинговыми компаниями статуса финансовых посредников. После этого при кредитовании их кредитоспособность будет оцениваться по другим правилам. Но это возможно при условии, что государственный орган возьмет на себя функции надзора над финансовой устойчивостью лизинговых компаний. «Впоследствии по мере укрепления финансового потенциала лизинговых компаний и совершенствования механизмов надзора Нацбанк сможет допустить такие компании на межбанковский рынок. Это выведет лизинговую отрасль на качественно новый уровень и будет способствовать приходу новых инвесторов».

При этом в Нацбанке полагают, что его регулирующие функции не помешают правительству стимулировать развитие отдельных предприятий — лизингодателей, лизингополучателей — из средств бюджета.

Разумеется, из всего перечисленного представителям лизинговых компаний больше всего понравилась идея о возможности получать ресурсы на межбанке. Но, признавая прогрессивность предложений Нацбанка, многие руководители полагают, что регулировать отрасль не обязательно — рынок и так хорошо отлажен.

Председатель совета Ассоциации лизингодателей Александр Цыбулько напомнил, что сегодня вопросы лизинга регулируются гражданским законодательством и являются в большей степени отдельным видом отношений аренды, а не кредитования. Поэтому лизинг в большинстве стран рассматривается как инвестиционная деятельность и нигде, кроме Армении, центробанками не регулируется. По мнению А.Цыбулько, создание мегарегулятора будет способствовать не столько развитию лизинга, сколько монополизации рынка. Сегодня 6 крупнейших банков кредитуют только свои дочерние лизинговые компании. Конечно, это их право, но в результате на рынке заметно доминирование. Вряд ли появление мегарегулятора поспособствует приходу крупных иностранных инвесторов: они ценят не только порядок, но и свободу действий. Впрочем, сегодня около 1/4 лизингового рынка и так занято компаниями с иностранным капиталом.

Нацбанк считает, что лизинг в стране развит слабо. Но так ли это? Доля лизинга (по объему нового бизнеса) в 2011 г. составила 2,5% в ВВП. Это выше не только, чем в Казахстане (0,18%), России (1,4%) и Украине (0,55%), но и чем в среднем по Европе (1,4% ВВП в 2010 г.). Таким образом, в Беларуси уровень проникновения лизинга в экономику достаточно высок. А вот в Армении, где лизинговую деятельность регулирует центробанк, лизингом занимаются всего 6 банков и 3 лизинговые компании, суммарный лизинговый портфель — 31,9 млн. USD, или 0,2% ВВП. Чтобы получить лицензию, лизинговые компании должны заниматься исключительно лизингом и иметь уставный фонд — 250 тыс. USD.

Не исключено, что у нас подобное регулирование приведет к монополизации рынка банковскими лизинговыми компаниями, и к сосредоточению лизинга в крупных городах. «Пострадавшими» окажутся малые города и сельская местность — ведь банковским лизинговым компаниям интересны заявки от 100 тыс. USD, а то и 10 млн. Между тем условия лицензирования и требования к минимальному размеру уставного капитала заставят уйти с рынка компании, которые сегодня обслуживают малый бизнес, индивидуальных предпринимателей. Не надо забывать и внешний аспект: лизинговая деятельность и в России, и в Казахстане не считается финансовым посредничеством. Изменения в регулировании в Беларуси могут привести к приостановке ряда договоров экспортного лизинга.

Иной взгляд у директора СООО «Райффайзен-Лизинг» Максима Лисицкого, который ничего страшного в регулировании со стороны Нацбанка не видит. По его мнению, достаточность капитала — вопрос философский. Скорее всего, произойдет сегментация рынка, как это сегодня происходит у банков. А вот перевод на банковский учет может стать «электроудочкой», которая убьет всех. Здесь резких движений делать не следует, считает директор. В то же время все крупные компании, которые рассчитывают на значительные объемы кредитования, должны составлять финансовую отчетность по МСФО.

М.Лисицкий отметил, что сегодня на внутреннем рынке нужна господдержка конечного потребителя — клиентов лизинговых компаний. Ведь льготировать можно не только ставки по банковским кредитам, но и по лизингу. Скажем, у «Райффайзен-Лизинга» появились два клиента, которые не один месяц обивали пороги облисполкомов с такой просьбой.

Уточняя концепцию Нацбанка, Д.Набздоров пообещал, что «запредельного» уставного капитала от лизинговых компаний не потребуют. Сколько именно, еще предстоит обсудить, но ожидается, что он будет гораздо меньше, чем в Армении. Кроме того, ни процедур лицензирования и регистрации, ни ведения учета и отчетности по банковским правилам для лизинговых компаний вводить не собираются. Однако представитель Нацбанка отметил, что необходимость в консолидации регулирования и надзора во всех секторах финансового рынка вытекает из плана мероприятий по реализации программы социально-экономического развития страны до 2015 г. К тому же это, по словам Д.Набздорова, мегарегулирование — мировая тенденция последних 2 десятилетий. Сегодня около 60 стран создали таких мегарегуляторов: одни — при правительствах, другие — при центральных банках. Последний мировой финансовый кризис показал, что эффективно влиять на рынок способен только регулятор, располагающий соответствующими ресурсами и полномочиями.

Оксана КУЗНЕЦОВА

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Кстати, первая попытка регулировать рынок лизинга была сделана в Беларуси почти 15 лет назад. Тогда постановлением Совмина от 8.08.1997 № 1045 было введено лицензирование лизинговой деятельности — «в целях упорядочения деятельности организаций и предприятий, осуществляющих передачу имущества в лизинг, а также защиты интересов государства и юридических лиц». При этом для лизинговых компаний устанавливался минимальный размер уставного фонда в сумме 50 000 ЭКЮ (около 55,4 тыс. USD), за исключением предприятий с иностранными инвестициями, банков и небанковских финансовых организаций, размер уставного фонда которых регулировался иным законодательством. Однако затем 6 июля 1998 г. постановлением Совмина № 1042 лицензирование неожиданно, без объяснения причин, отменили. Правда, к тому времени часть лизинговых компаний успела сформировать уставный фонд в требуемом размере (что предписывалось сделать к 1.01.1998), провести аудит и выполнить остальные лицензионные требования, а часть из них покинула рынок.