Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №75(2671) от 03.10.2023 Смотреть архивы
picture
USD:
3.1498
EUR:
3.4355
RUB:
3.348
Золото:
192.6
Серебро:
2.37
Платина:
93.17
Палладий:
127.09
Назад
Факты, комментарии
02.09.2011 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Лимит щедрости исчерпан

Масштабы государственной поддержки, оказываемой предприятиям в I полугодии текущего года, почти вдвое меньше, чем в аналогичном периоде 2010 г. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Минфином. Объем государственной поддержки, оказанной ю...

Масштабы государственной поддержки, оказываемой предприятиям в I полугодии текущего года, почти вдвое меньше, чем в аналогичном периоде 2010 г. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Минфином.

Объем государственной поддержки, оказанной юридическим лицам за январь–июнь 2011 г., составил 506 799,7 млн. Br — на 45,6% меньше, чем в I полугодии прошлого года. Структура и динамика видов господдержки представлена на диаграмме.

Как видим, наиболее масштабным было предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты задолженности по платежам в бюджет и ФСЗН, которая в I полугодии т.г. составила 304 935,1 млн. Br, что на 16,5% больше, чем год назад. Почти не изменились объемы налоговых кредитов — 14 421,4 млн. — на 1% меньше. Возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами составило 117 560,5 млн. Br — в 1,9 раза больше, чем год назад. Зато резко сократились объемы финансовой помощи — в 3,8 раза, до 8801 млн. Br, бюджетных ссуд и займов — в 8,2 раза, до 59 381,41 млн., а также исполнения гарантий правительства по кредитам, выданным банками РБ, в 4,2 раза, до 1700,3 млн. Br.

Такие перемены не случайны. С одной стороны, ситуация в экономике заставляет государство больше ориентировать предприятия на собственные силы, а с другой — потребность в некоторых видах господдержки постепенно снижается. Например, если, по данным Белстата, кредиторская задолженность по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению на 1.07.2011 г. достигла 7 168 млрд. Br (в 1,7 раза больше, чем на начало года), то просроченная задолженность по этой позиции на ту же дату составила только 130,3 млрд. Br, или 1,7% от общей суммы просроченной кредиторской задолженности. По сравнению с 1.07.2010 г. просроченная задолженность по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению снизилась на 44,3%, а по сравнению с началом года — на 30%, в т.ч. за июнь — на 3,6%. При этом если на 1.01.2011 г. почти 1/3 просроченной задолженности по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению приходилась на АПК (60,2 млрд. Br), то на 1 июля его доля снизилась до 7,4%. При этом организации, подведомственные Мисельхозпроду, получили в январе–июне т.г. господдержку в виде отсрочки и (или) рассрочки уплаты задолженности по платежам в бюджет и ФСЗН лишь на 2,5 млрд. Br — в 4,8 раза меньше, чем годом ранее. В целом же доля этих организаций в общем объеме полученной господдержки снизилась с 8,4% в январе–июне 2010 г. до 1,1% в I полугодии т.г. Половину помощи государства получили организации, находящиеся в ведении местных исполнительных органов (годом ранее — 67%). На долю организаций, подведомственных концерну «Беллесбумпром», пришлось 13,8% (6,7%), Минстройархитектуры — 10,5% (3,6%), Минэнерго — 2,8%, концерну «Беллегпром» — 2,3% (1,7%), Минпрому — 2,1% (3,6%), прочие организации — 17,5% (9,6% в I полугодии 2010 г.).

Кроме того, условия предоставления господдержки, определенные Указом от 28.03.2006 № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям», выглядят все менее привлекательными. Так, согласно п. 2 Положения о порядке предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи, утв. Указом № 182, финансовая помощь негосударственным юридическим лицам (за исключением организаций потребкооперации и колхозов) производится с увеличением (образованием) доли Республики Беларусь в уставных фондах этих юридических лиц и при условии нераспределения (неотчисления) части прибыли (дивидендов), полученной со дня вступления в силу решений о предоставлении этим юридическим лицам финансовой помощи, до увеличения (образования) доли Республики Беларусь в их уставных фондах. Но сегодня государство, наоборот, озабочено попытками продать принадлежащие ему акции ряда предприятий. Частники же, в свою очередь, предпочитают изыскивать другие источники финансирования, чтобы не лишаться собственности.

Роман КУНИЦКИЙ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by