$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Ликвидатор – тоже должность

28.10.2016

Как известно, в соответствии с ч. 3 ст. 48 и ст. 51 УК в качестве дополнительного наказания судом может применяться лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Эта практика в нашей стране достаточно распространена.

Однако если находящемуся на свободе гражданину назначено дополнительное наказание в виде запрета на определенный срок занимать должности, связанные с осуществлением административно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций, то возникает вопрос: может ли такой гражданин быть назначен ликвидатором юридического лица? Ведь в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих» и в Едином классификационном справочнике должностей служащих не содержится должности «Ликвидатор». И в случае назначения такого гражданина ликвидатором и исполнения им обязанностей ликвидатора не будет ли это являться уклонением осужденного от исполнения приговора суда о лишении права занимать определенные должности, которое признается преступлением, предусмотренным ст. 417 УК?

Письмо Верховного Суда от 18.10.2016 № 01-02-09/1472-3, содержащее разъяснения по данным вопросам, не дает на них прямого ответа, но позволяет сделать определенные выводы.

Так, Верховный Суд напоминает, что в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 58 ГК, ч.ч. 1 и 5 п. 6 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение), собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный учредительными документами, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяют обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии, устанавливают порядок и сроки ликвидации. Согласно ч.ч. 7 и 8 п. 6 Положения со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия либо ликвидатор от имени ликвидируемого юридического лица выступают в суде. В силу ч. 5 п. 6 Положения при наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица.

По смыслу закона лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности, осуществляют соответственно руководство деятельностью учреждений, организаций, предприятий, а также полномочия по распоряжению материальными ценностями и денежными средствами.

Таким образом, отмечает Верховный Суд, несмотря на отсутствие должности «Ликвидатор» в перечисленных выше классификаторе и справочнике, ликвидатор либо председатель ликвидационной комиссии занимают должность, связанную с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей.

Более того, в соответствии с подп. 1.1 п. 1 постановления Совмина от 24.04.2013 № 314 «О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)» ликвидатором может быть назначено лицо, не имеющее судимости за преступление против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Верховный Суд указывает, что эти обстоятельства «надлежит учитывать при разрешении вопроса о назначении ликвидатора».

А что касается вопроса о наличии или отсутствии в действиях лица состава преступления (имеется в виду возможное уклонение осужденного от исполнения приговора), то «он подлежит рассмотрению в каждом конкретном случае уполномоченным органом».