Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
20.09.2005 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ликвидация по предписанию

Обязан ли орган местного управления принять решение о ликвидации коммерческой организации в упрощенном порядке, если им получено соответствующее представление органов Комитета госконтроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета госбезопасности либо Ми...

Обязан ли орган местного управления принять решение о ликвидации коммерческой организации в упрощенном порядке, если им получено соответствующее представление органов Комитета госконтроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета госбезопасности либо Министерства по налогам и сборам на ликвидацию этого юридического лица?
 
В случае такой обязанности каким образом могут быть урегулированы имущественные отношения, связанные с ликвидируемой организацией, если по поводу принадлежащего ей имущества существует спор о праве либо у нее имеется значительная задолженность перед кредиторами?

К. МАНЮШИН, предприниматель

Особенность ликвидации коммерческих организаций в упрощенном порядке состоит в том, что ликвидационная процедура осуществляется не в результате волеизъявления самой ликвидируемой организации в лице ее уполномоченного органа, а вследствие предписаний актов государственных органов и органов местного управления.

В этой связи участие представителей таких органов в процессе ликвидации фактически представляет собою осуществление ими властных полномочий в целях соблюдения имущественных и иных прав Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, выступающих в качестве кредиторов ликвидируемой организации. В частности, речь идет об обеспечении уплаты, а также взыскании неуплаченных налогов и иных платежей в бюджеты.

Исходя из совокупности нормативных предписаний подп. 41.3 п.41 и п.64 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 (в редакции Декрета от 2002-12-17 г. №29) (далее - Положение), рассматриваемая процедура ликвидации осуществляется без создания ликвидационных комиссий. При этом основания для принятия регистрирующим органом решения о ликвидации юридического лица в рамках данной процедуры ограничиваются предоставлением документов согласно перечню, определенному п.64 Положения.

Документы, подтверждающие расчет ликвидируемого юридического лица с кредиторами либо свидетельствующие о том, что кредиторы уведомлены о предстоящей ликвидации, в названный перечень не включены.

Из этого следует, что установленная процедура ликвидации юридических лиц в упрощенном порядке не во всех случаях обеспечивает возможность в рамках ее осуществления урегулировать должным образом имущественные отношения, связанные с ликвидируемым субъектом права, в том числе в части удовлетворения требований его кредиторов.

В связи с этим считаем, что применение упрощенной процедуры в отношении конкретной организации является оправданным лишь при отсутствии имущественного спора и неудовлетворенных требований в рамках заключенных ею ранее договоров.

При этом обращаем внимание, что исходя из совокупности нормативных предписаний п.14 и подп. 41.3 п.41 Положения полномочия по принятию правоустанавливающих актов в части прекращения деятельности субъектов хозяйствования (в том числе ликвидации в упрощенном порядке) отнесены к компетенции органов местного управления, регистрирующих субъекты хозяйствования, размещаемые на территории, находящейся в их административном подчинении, и осуществляются ими в форме соответствующих решений.

Надо отметить, что представление уполномоченного органа о ликвидации коммерческой организации является одним из оснований для реализации права на принятие решения о ликвидации в упрощенном порядке как волевого акта регистрирующего органа, а не самим таким решением.

Иными словами, принятие решения о ликвидации субъекта хозяйствования при наличии представления уполномоченного органа является правом регистрирующего органа, а не его безусловной обязанностью.

Это право, по нашему мнению, должно реализоваться с учетом норм Положения, устанавливающих, в частности, перечень необходимых для представления в рамках рассматриваемой процедуры ликвидации документов, а также с учетом индивидуальных особенностей предпринимательской деятельности конкретных коммерческих организаций, в отношении которых имеются представления о ликвидации (спор о праве в отношении имущества, неудовлетворенные требования кредиторов).

При наличии оснований, достаточных для продолжения юридическим лицом предпринимательской деятельности, либо для инициирования ликвидации такого субъекта в рамках обычной процедуры, позволяющей урегулировать должным образом имущественные отношения, регистрирующему органу следует обратиться в орган, направивший соответствующее представление, с предложением о его отзыве.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений