$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ЛИДСКИЙ ЭКСТРИМ©

22.05.2012

Техническая революция лидским пивоварам вполне удалась. Завод за несколько лет стало не узнать: здание прежнего заводоуправления плотно закрыто новыми бродильными танками, а вся территория, будто паутиной, опутана трубами. Сквозь бреши в этой «паутине» непрерывно снуют грузовики «ЛидаБирТранс». Введены в эксплуатацию новый производственный комплекс, транспортно-логистический центр. Таковы видимые изменения первого этапа реконструкции, проводимой с участием финского концерна Olvi.

Стройка шла в самый разгар прошлогоднего кризиса. Трудностей хватало: не было то щебня, то валюты, но останавливаться пивовары не стали. «Это был почти подвиг, совершенный с подрядчиками из разных стран, которые поставляли и налаживали оборудование», — вспоминает генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Аудриус Микшис. Сегодня производственные мощности загружены полностью. За год предприятие выпустит 150 млн. л напитков, причем летний объем выпуска заранее распределен и продан. В ближайшие годы компания намерена удвоить выпуск продукции, построив рядом еще один завод. Его проект уже готов, нужна лишь уверенность в том, что удастся избежать проблем, возникших на первом этапе модернизации.

Традиционно в группе Olvi все строительные проекты готовит головная финская компания по одному шаблону. Но в Беларуси с адаптацией технической документации возникли затруднения, так как наши стандарты не совпадают с европейскими, рассказывает директор по производству ОАО «Лидское пиво» Светлана Зубко. Понадобилось вмешательство на уровне правительства, чтобы проект удалось реализовать с соблюдением европейских норм. Но при сдаче объектов в эксплуатацию у местных надзорных органов вновь возникли претензии.

Первый этап реконструкции позволил стабилизировать качество выпускаемой продукции, увеличить объем ее производства. По итогам I квартала 2012 г. ОАО «Лидское пиво» занимает 4-е место на отечественном пивном рынке, увеличив свою долю с 9,9% три года назад до 15,5%. Хотя в республике объемы продаж пива сократились в I квартале на 16,9%, ОАО добилось роста на 7,2%. Сейчас мы растем вдвое быстрее рынка, рассказала директор по продажам ОАО «Лидское пиво» Алена Авдеенко. Выпускаются новые сорта, в т.ч. позволяющие заменить импортное пиво в ресторанах.

В этом году, скорее всего, потребление пива в стране не вырастет, считает директор по маркетингу Людмила Лыткина. Поэтому производителям придется бороться за каждого покупателя, прогнозирует она. «В Беларуси, как и во всем мире, более популярен светлый лаггер. По нашим наблюдениям, соотечественникам сейчас нравится более легкое пиво, с меньшей горчинкой, предпочтительно, чтобы это был мягкий и тонизирующий напиток». Лидские специалисты учитывают и региональные вкусы — в Западной Беларуси они всегда отличалось. Главный пивовар ОАО прошел обучение в лучшей в мире школе пивоварения «Карлсберг» и принес на производство новые идеи и знания.

В этом году маркетинговая стратегия предприятия несколько изменилась. Акцент сделан на укрепление имиджа лидского пива как более европейского, на его древнюю историю, постепенный уход из низкого ценового сегмента.

«Для развития премиальных сортов напитков у нас есть и технические, и технологические возможности», — уверена Л.Лыткина. — Сейчас они занимают у нас всего 3%. Это обусловлено тем, что премиум мы разливаем только в стеклянные бутылки и жестяные банки. Однако, как показали наши исследования, покупатели хорошо разбираются в пиве и поддерживают стремление отечественных производителей производить продукты европейского уровня, даже если они немного дороже среднего. Поэтому мы верим, что и «Лидское Premium», и лицензионный «A. le Coq Pils» полюбят. К концу года премиальные сорта составят уже 4,5% объема выпуска. В следующем году мы предложим еще несколько новинок в этом сегменте».

Рынок пива довольно эластичен: рост цен влечет снижение потребления. На цену значительное влияние оказывают налоги. Когда концерн Olvi пришел в Беларусь, акциз составлял 0,045 EUR/л, сейчас — 0,18, а с октября достигнет 0,24 EUR — больше, чем в Украине и странах Балтии. За последние 3 года ставка налога изменялась 5 раз, а какой она окажется в дальнейшем, можно лишь догадываться. В таких условиях сложно выстраивать долговременную стратегию развития.

Столь же непредсказуемы стоимость электроэнергии, воды, сырья и материалов. Но уже сегодня они, а следовательно, и себестоимость пива, по данным Olvi, в Беларуси выше, чем в Литве и Латвии, хотя ниже, чем в Эстонии, рассказывает А.Микшис. Однако цены на белорусское пиво ниже, поскольку они ограничены возможностями потребителей.

Тем не менее можно попрощаться со стереотипом «в Беларуси нет хорошего отечественного пива». Покупатели знают, что и у нас есть достойные сорта и «отдельные производители», которые варят «неплохое пиво».

Оксана КУЗНЕЦОВА