$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

«Лида-регион-2008»: работа на результат

27.06.2008

Уникальный эксперимент по привлечению иностранных партнеров и инвестиций вот уже четвертый год продолжается в Лиде и Лидском районе. В рамках Дней экономики Лидского региона здесь организуется собственная ВДНХ — региональная выставка-презентация «Лида-регион».

«Экономическая газета» с интересом следит за экспериментом районного масштаба. Но в самой Лиде проведение IV выставки «Лида-регион», на которую приглашаются гости из ближнего и дальнего зарубежья, экспериментом не считают. Вот что об этом говорит председатель Лидского райисполкома Андрей ХУДЫК.

— Лида — крупный промышленный город. Выставка с самого начала рассматривалась как серьезный инструмент продвижения продукции за рубеж и привлечения капиталов. За 4 года работы мы убедились, что не ошиблись. Она стала для предприятий Лиды и региона точкой отсчета, определяющей путь их развития от выставки до выставки. Идеи, а также проблемы, задачи, которые поднимаем на дискуссиях форума, часто помогают определять тактику ближайшего производственного года, а нередко и всю стратегию перспектив предприятий.

Благодаря проведению ежегодной выставки субъекты хозяйствования района интенсивно наращивают зарубежные продажи. Она помогает выполнять задачи по расширению экспорта, поставленные Президентом. Сейчас торговля с заграницей для предприятий района, особенно промышленных, стала задачей № 1. Есть положительные результаты затраченных усилий. В 2007 г. район экспортировал 30% произведенной продукции. По прогнозам, в первом полугодии экспорт будет не меньшим. За 5 месяцев темп роста экспорта товаров составил 129%, услуг — 132,5%. В числе основных экспортеров — предприятия химической, лесной, стекольной, пищевой, мукомольно-крупяной, машиностроительной отраслей промышленности (всего их 10).

— Андрей Павлович, чем будет отличаться выставка «Лида-регион-2008» от предыдущих выставок?

— Резких различий не будет. Перед предприятиями стоит задача выходить на каждую региональную выставку с новой продукцией. Только обновляя ассортимент, соответствующий запросам потребителя, мы можем увеличить объемы реализации дома и за границей. Это подтверждает опыт субъектов хозяйствования района, работающих в сфере сельхозмашиностроения. Учитывая требование главы государства об ограничении импорта техники, которую республика может произвести сама, заводы Лидского района смогли предоставить покупателю технику, в которой остро нуждается село. Результат радует производителей: на складе не залеживается ни одна единица продукции — от комбайнов «Лида» до сушилок, кос, грабель.

Кстати, наша продукция машиностроения востребована и зарубежными покупателями. Растет число техники, проданной в Россию, Украину. На этой неделе «Лидаагропроммаш» открывает украинский рынок: идет оформление первых трех комбайнов. Производитель планирует с 2009 г. 50% маломощных комбайнов, которыми уже насыщен белорусский рынок, отправлять в соседние страны. Под потребности белорусских и зарубежных хлеборобов создаем более мощный комбайн «Лида-1600».

— До сих пор ни один из городов районного подчинения выставочных рекордов Лиды не побил. Ваш город — единственный, кто «посягнул» на выставочные лавры Минска и областных центров. Может, начнете приглашать экспонироваться соседние районы?

— «Лида-регион» является важным инструментом продвижения товаров предприятий района за рубеж, поэтому хотим ее сделать традиционной. Для демонстрации наших возможностей пока хватает площадей Дома культуры (для малогабаритных экспонентов) и городской площади для крупных товаров — сельхозтехники и автобусов. Промышленники знают, что во всем мире производится много хороших и разных товаров, поэтому выносят на суд посетителей все самое новое и лучшее, учатся грамотно преподносить товар, позиционировать его и вне выставки, осваивая навыки агрессивного маркетинга.

А вот своих соседей приглашаем пока в качестве гостей, хотя от них уже поступали заявки на участие в выставке «Лида-регион». Звонили руководители предприятий других районов и даже Минска. Однако мы не можем предоставить свою площадку для рекламы их продукции. Их участие возможно. Для этого потребуется поддержка на более высоком уровне, а юбилейную пятилетнюю выставку проведем, точно, сами.

— Вы имеете в виду финансовую поддержку, необходимую для строительства выставочных площадей?

— Пока мы нуждаемся больше в моральной поддержке, чем финансовой. Если наш выставочный проект поддержат на уровне области и государства, Лида вполне бы могла в будущем стать белорусским Ганновером. И Ганноверские выставки, и Каннский фестиваль, и Давосский экономический форум проводятся в не самых крупных мировых городах. Их компактность не помешала стать важными центрами жизни мировой общественности. Мы не конкурируем со столичными выставками типа «Белагро», но чем плохо, если выставка «Лида-регион» расширит свои возможности до Ганноверской ярмарки?

— Учитывая международный характер мероприятий, проводимых в рамках Дней экономики, как обстоят в районе дела с притоком инвестиций?

— По итогам работы за 2007 г. Лидский район занял 1-е место в Гродненской области по их привлечению. Прирост, в т.ч. инвестиций иностранных предприятий и государств, значительный — более чем в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. Это свидетельствует о том, что Лидский регион становится хорошим магнитом привлечения капиталов, кстати, в определенной степени благодаря выставке.

Иностранные инвестиции идут в самые различные отрасли. Например, на одном из экономических форумов, которые мы проводим в рамках Дней экономики Лидского региона параллельно с выставкой «Лида-регион», мы предложили потенциальным инвесторам открыть предприятие по пошиву. Дело в том, что в Лиде еще недавно безработица среди экономически активного населения составляла 3,5%. И имела преимущественно женское лицо. Ответом на наше предложение стало открытие одной из иностранных компаний на площадях обувной фабрики двух крупных цехов по пошиву, где нам удалось задействовать практически всех безработных женщин. Образованное на их базе ИП выпускает экспортно-ориентированный товар. 70% продукции шьется по конкретным зарубежным заказам. Сегодня безработица составляет около 1,2%. Даже наблюдается дефицит рабочей силы, которую пополняем за счет переобучения не имеющих работы.

Инвестиции также вкладываются в модернизацию предприятий, выпуск экспортно-ориентированных видов продукции. Сейчас в Лиде реконструируются цеха калиевого ангидрида на ОАО «Лакокраска» и сушильного хозяйства на Лидском молочно-консервном комбинате. Реализуются инвестиционные проекты, которые вошли в госпрограмму по инвестициям. В числе важнейших — открытие новых производств, завода по защите от коррозии путем горячего цинкования мощностью 70 тыс. т металла в год. Строится керамзитовый завод.

Приглашаем инвесторов к участию в строительстве завода по производству легковых автомобилей, организации производства потребительских товаров из льноволокна (выпуск льняной ткани, сувенирной продукции и т. п.), производства светодиодов (требуется технология и поставка оборудования), создание домостроительного предприятия с организацией высокотехнологичного производства стройматериалов. Рассчитываем, что эти и многие другие предложения заинтересуют гостей «Лида-регион-2008».

Хочу отметить, что многие иностранные инвесторы весьма положительно оценивают то внимание и поддержку, которые местная власть оказывает субъектам хозяйствования района. В их числе американский инвестор с русскими корнями Иван Арбузов, лидское предприятие которого «Белтекс Оптик» почти 100% продукции отправляет на экспорт.

На нынешнюю выставку он обещал привлечь известного лидера автостроения компанию «Фольксваген» а также одну из западных фирм, имеющую сеть заводов по переработке и утилизации бытовых отходов. Опыт обеих компаний, возможность сотрудничества с ними были бы для нас чрезвычайно полезными. Сам И.Арбузов намерен поделиться опытом субконтрактации на международном экономическом форуме.

— Удалось ли району проблему промышленной субконтрактации «поставить на службу производства», каковы перспективы этого вида сотрудничества для предприятий района?

— Субконтрактацией в пределах региона мы занимаемся давно. А вот в межгосударственном масштабе к теме промышленной субконтрактации обратились совсем недавно. Успехи в ней демонстрирует опытный завод «Неман», на котором собираются китайские автобусы малого класса. Вскоре «Неман» начнет выпуск автобусных кузовов для итальянцев. Продукция пойдет в Азербайджан, Армению, Россию. Ранее, до установления кооперационных связей, предприятие работало эпизодически. Рассчитываем, что с новыми партнерами у завода завяжутся долгосрочные взаимовыгодные отношения.

Район наладил связи с московскими бизнесменами, для предприятий которых промышленная субконтрактация давно стала важным элементом партнерских связей. Учитывая их опыт, рассчитываем ряд сборочных производств — сеялок, комбайнов, дисковых борон — вынести за пределы государства, что позволит расширить экспорт.

— Оказывая поддержку традиционным предприятиям, не забывают ли местные власти Лиды о малом бизнесе?

— Мы не делаем различий между малым, средним и крупным бизнесом. Если есть хороший жизнеспособный проект, рациональное зерно которого предполагает выгоду для конкретного предпринимателя, его семьи, наемных работников, мы обязательно его поддержим. Хочу отметить, что с каждым годом частный бизнес все активнее участвует в формировании государственного и районного бюджета, создает новые рабочие места. А чтобы предприниматели не ютились по квартирам да гаражам, райисполком предложил построить в Лиде современный, европейских стандартов бизнес-центр. Определено место его возведения. Ожидаем согласия предпринимателей: бизнес-центр будет строиться под реальные потребности. Строить офисы всегда было и будет выгоднее, чем покупать, потому что во втором случае их придется приобретать по рыночной цене с учетом прибыли того, кто их создал. Компания «ГиперКомм Девелопмент» приглашает заинтересованных лиц к долевому участию в строительстве бизнес-центра в нашем городе.

— Конечная цель всех перемен в экономике — повышение благосостояния жизни граждан. Стало ли жить лучше население Лидского района?

— Убежден, что в Лидском регионе, как и во всем государстве, люди стали богаче. Ежегодный рост заработной платы, являющейся основным доходом семейного бюджета большинства жителей района, составляет 15-27%. Но человеку всегда мало, и это хороший стимул больше работать и больше зарабатывать.

Пополняется и районный бюджет. За прошлый год доход превысил запланированные поступления на 15%. Все направляется на социальные нужды района и благоустройство.

Сегодня в Лидском районе проживает около 140 тыс. человек. Сокращается естественная убыль населения. Рассчитываем, что через год-два количественно начнем прирастать. На такие выводы наталкивают хорошие тенденции: с каждым годом все больше регистрируется браков, есть немало желающих переехать к нам насовсем. Таким людям предлагаем пускать корни на селе, где строится жилье, проще создать рабочие места. Кстати, организация цехов по овощеводству — среди наиболее актуальных сельских проектов.

В районе активно строится жилье. Пока еще очереди на него большие. Но в Лиде сильный комплекс стройиндустрии, в котором действуют 24 организации, внедряются новые технологии, что позволяет выпускать востребованную продукцию и возводить современные промышленные и жилые здания, благоустраивать город. Например, предприятие «Лидастройконструкция» одним из первых в стране осваивает производство плит пустотного настила по новым итальянской и немецкой технологиям. В июле начнется их серийное производство объемом 35 тыс. м3 в год. А ведь еще 5 лет назад это предприятие не видело своих перспектив. Но этого мало. Поэтому мы планируем построить собственный домостроительный комбинат. И Лида, и находящиеся на территории района города, поселки и деревни должны расти, строиться, развиваться.

Тамара МАРКИНА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях