$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ИТ-технологии

ЛИЦО КОМПЬЮТЕРА

02.07.2010

Современные мониторы — особая ниша компьютерной периферии, которую на протяжении последних лет отличает завидный рост продаж — на 35–45% ежегодно.

На белорусском рынке продажи мониторов в прошлом году сократились примерно до 200 тыс. шт. против 280 тыс. в 2008 г. Прогнозы продавцов на текущий год оптимистичны: реализация вполне может вырасти в полтора раза — до 300 тыс. А вот с 2011 г., скорее всего, вновь последует падение — по причине еще более быстрого роста продаж ноутбуков и новомодной новинки — планшетных ПК.

По различным данным, сейчас в Беларуси работает порядка 7,5 млн. ПК, включая домашние, офисные, производственные, учебные и прочие. Из них примерно десятая часть — ноутбуки. Мониторы относят к комплектующим, которые подлежат замене раз в 5 лет, в Беларуси — реже. Тем не менее LCD-модели окончательно и бесповоротно вытеснили с прилавков своих электронно-лучевых собратьев. При этом у белорусских пользователей сегодня наиболее популярны бюджетные 19–22-дюймовые модели, которые чаще приобретают для домашних компьютеров. Обычная покупка для офисного использования — 17–19-дюймовый монитор. Однако их морально устаревшие «собратья» с диагональю 15 дюймов все еще пользуются спросом. Их покупают бюджетные организации, провинциальные пользователи, считающие каждую копейку, а также чрезмерно рачительные бизнесмены.

На другом «полюсе» рынка — дорогие и высококачественные модели профессионального уровня. Их покупают для работы дизайнеры, верстальщики, разработчики трехмерной графики, те, кто работает с видео. Между этими двумя группами в средней ценовой категории — провал, который можно назвать неповторимой национальной особенностью.

Мониторы с традиционным соотношением сторон 4:3 более пригодны для работы с офисными программами, Интернетом. Поскольку они более компактны, их предпочитают приобретать для офисных нужд. Широкоформатные дисплеи с соотношением сторон 16:9 и 16:10 — удобнее для просмотра видео, компьютерных игр, работы с изображениями, их чаще покупают для домашних ПК.

Модели и цены

В мире безусловными лидерами в изготовлении мониторов признаны южнокорейские Samsung (рыночная доля — около 55%) и LG (21%), а также Philips и Acer.

На белорусском рынке присутствует немногим более десятка брендов, хотя в мире производством мониторов занимаются более 50 компаний. Это объясняется сложившимися традициями и привычками белорусских пользователей. В нашей стране фаворитами продаж стали пришедшие первыми Samsung (примерно 29% отечественного рынка), LG (22%), Philips (17%) и ViewSonic (10%). У каждой компании, присутствующей на белорусском рынке, линейка производимой продукции содержит по десятку и более моделей.

Десятка наиболее популярных компьютерных мониторов на белорусском рынке представлена в таблице:

Произвоитель Модель Диагональ, дюймы Средняя цена, USD

Samsung SyncMaster 2243NW 22 215

Samsung 943NW 19 169

Sasung SyncMaster P2270 22 200

Samsung 943SN 19 145

Samsung SyncMaster P2050 20 205

Samsung SyncMaster P2350 23 290

Philips 17S1SB 17 145

Philips 190CW9FB 19 150

LG W1943SB 19 175

ViewSonic VA2216w 22 195

Если средняя цена мониторов потребительского класса на белорусском рынке в 2006 г. составляла 240 USD, то сегодня она менее 200. Основная тенденция — рост продаж широкоформатных мониторов (с соотношением сторон 16:9 и 16:10).

Профессиональный сегмент

Отдельный сегмент — профессиональные мониторы высокого уровня. Как и любая профессиональная техника, они дороги, имеют безукоризненное качество цветопередачи, огромные размеры диагоналей и востребованы ограниченным кругом профессионалов, которые, однако, готовы выложить за такую технику любые суммы. Такие мониторы часто комплектуются всевозможными «излишествами»: встроенными микрофонами, web-камерами, стереодинамиками и сабвуферами, TV-тюнерами, USB-разъемами, устройствами для считывания карт памяти и портами для прямого подключения различных внешних устройств.

Объемы продаж таких «супермониторов» невелики, но фирмы-продавцы зарабатывают на каждой реализованной единице существенную маржу. В этом сегменте в Беларуси чаще покупают такие модели, как Apple LED Cinema Display (24 дюйма, 1300 USD), Apple Cinema HD Display (30 дюймов, 2500 USD), NEC MultiSync LCD3090WQXi (30 дюймов, 3320 USD), NEC SpectraView 2190 (21 дюйм, 2550 USD).

Вспоминая один скандал…

В рамках госпрограммы импортозамещения производство жидкокристаллических мониторов в приказном порядке было налажено на белорусских промышленных гигантах. Поначалу никого не смущало, что эти мониторы собирались практически полностью из китайских и корейских комплектующих — корпусов, электроники и LCD-панелей. Белорусская в них была разве что кнопка включения питания — и та, по многочисленным свидетельствам пользователей, ломалась через три месяца работы.

По информации портала информационной поддержки экспорта Export.by, в 2009 г. порядка 10% от общего объема белорусского рынка занимали отечественные производители мониторов — ОАО «Горизонт» и НПО «Интеграл». Стоимость их продуктов была несколько выше, чем импортных аналогов, но рынок сбыта гарантирован: госструктурам предписали покупать белорусские мониторы.

А в конце прошлого года разразился грандиозный скандал. Обнаружилось, что очередная партия 19-дюймовых мониторов Integral, поставленная заказчикам, — не что иное, как мониторы тайваньской Acer (модель V193HQ). Все, что сделали на «Интеграле», — заклеили выштампованное на пластмассовых деталях название «Acer» липкими наклейками с надписью «Integral». После этого реклама «белорусских» мониторов «Integral» и «Horizont» стала скромнее. Но «производство» ведется до сих пор.

Перспективы

Очевидно, что будущее белорусских рынков мониторов и компьютеров неразрывно связано между собой. С одной стороны, все благополучно: объемы продаж растут, и на них не слишком повлиял даже прошлогодний кризис.

С другой стороны, многих участников рынка озадачила информация о том, что в конце марта известнейший в Беларуси компьютерный бренд NTT сменил владельца. Прежний собственник, Павел Шумилов (компании «ТАИР», «НТТ Бел») рассказал журналистам, что компания — в стадии закрытия и компьютерной техникой заниматься больше не будет. Причину тому бизнесмен видит в отсутствии перспектив и громадном количестве неплатежей клиентов — юрлиц. Впрочем, топ-менеджеры других крупных компьютерных компаний считают, что NTT свернула деятельность из-за многочисленных внутренних проблем, никак не связанных с ситуацией на рынке.

На продажи мониторов значительно влияет так называемый фактор ноутбуков. Те быстро дешевеют, их продажи растут, это персоналка, для которой не требуется отдельный монитор.

Хотите — верьте...

Более 85% компьютерных мониторов поступают к нам из Китая. Остальные — из Малайзии, Индонезии, Вьетнама, Южной Кореи и Тайваня. Трудно поверить, но в Китае, по закрытым данным производителей (иногда они все же просачиваются в компьютерную прессу), затраты на производство одного монитора потребительского класса составляют порядка 5 USD.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ