$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС ДЛЯ КАЗЕННОГО ДОБРА©

29.07.2014

Как известно, норма Директивы Президента от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» по предоставлению права преимущественного приобретения находящегося в государственной собственности имущества (кроме земельных участков) субъектам предпринимательской деятельности, арендующим данное имущество не менее 3 лет, с рассрочкой платежа на 5 лет фактически не работает.

И это несмотря на то, что подп. 6.8 Указа Президента от 4.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» (далее — Указ № 294) дает юридическим лицам и ИП, не менее 3 лет арендующим (использующих на основании договора безвозмездного пользования под создание рабочих мест) находящиеся в собственности Беларуси капитальные строения (здания, сооружения), в т.ч. не зарегистрированные в установленном порядке, изолированные помещения, машино-места, иное недвижимое имущество, и надлежащим образом исполняющим свои обязательства по договору аренды (безвозмездного пользования) за указанный период, право преимущественного приобретения этого имущества по рыночной стоимости с предоставлением рассрочки оплаты до 5 лет с ежемесячной индексацией платежей со дня заключения договора купли-продажи.

Однако две оговорки, которые содержит тот же подп. 6.8 Указа № 294, тормозят процесс «микро-приватизации», если не полностью сводят его на нет. И даже забыв о первой из них (если иное не установлено Президентом), что, в принципе, вполне логично (не может же глава государства контролировать поведение всех арендодателей), вторая — в случае принятия решения об отчуждении этого имущества — способна поставить крест на чаяниях жаждущих приобрести арендуемый ими в течение многих лет офис или склад, в обустройство которого к тому же, возможно, вложены немалые средства. Ну, не желают распорядители государственного имущества терять над ним контроль, не получая ничего взамен.

Чтобы как-то сдвинуть процесс с мертвой точки, было решено задействовать «личный интерес» арендодателей в отчуждении сдаваемого ими в аренду более 3 лет государственного имущества. Для этого Указом Президента от 24.07.2014 № 369 (далее — Указ № 369), подп. 6.11 Указа № 294 дополняется нормой, согласно которой средства, полученные от отчуждения на возмездной основе имущества в соответствии с подп. 6.8 Указа № 294, в размере 50% направляются арендатором (ссудополучателем) в республиканский бюджет, а остальные 50% — арендодателям (ссудодателям) проданного имущества и используются ими в полном объеме на реконструкцию, и (или) техническое переоснащение, и (или) модернизацию основных средств.

Если в течение 30 календарных дней со дня получения арендатором (ссудополучателем) уведомления он письменно не сообщит арендодателю (ссудодателю) о своем согласии приобрести объект аренды (безвозмездного пользования) и (или) не подпишет представленный ему договор купли-продажи, т.е. фактически откажется от его приобретения, то объект может быть в установленном законодательством порядке продан на аукционе (по конкурсу) либо передан в собственность иному лицу. При этом Указом № 369 уточняется, что начальная цена такой сделки должна быть равна рыночной стоимости объекта.

Если арендатор (ссудополучатель) письменно сообщил арендодателю (ссудодателю) о своем согласии приобрести объект, но не подписал представленный ему договор купли-продажи, то он обязан возместить арендодателю (ссудодателю) расходы на проведение оценки рыночной стоимости объекта.

Для ускорения процесса продажи неиспользуемых объектов, расположенных в средних, малых городах и сельской местности, разрешается проведение аукционов с установлением начальной цены, равной одной базовой величине, без поэтапного понижения цены продажи.

Решения по распоряжению имуществом республиканской собственности, закрепленным за госорганами, не относящимися к республиканским (территориальные органы, структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, имеющие двойное подчинение), будут приниматься вышестоящими республиканскими органами госуправления.

Исключение делается для имущества, расположенного на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население), а также на земельных участках, в отношении которых приняты решения местных исполкомов о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд, — общий порядок распоряжения госимуществом на него распространяться не будет.

В заключение отметим, что Указ № 369 вступает в силу с 27 января 2015 г., Так что неэффективно владеть имуществом государство будет еще, как минимум, полгода.

Александр ГАНАГО