Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Лицензия на отлов беспозвоночных

Титаническая борьба чиновника и бизнесмена завершилась принятием Декрета N 17. Так полагают некоторые. На самом деле борьба никогда не закончится, она идет и в Европе, и в Африке -- везде, где есть правительство и бизнес...
Титаническая борьба чиновника и бизнесмена завершилась принятием Декрета N 17. Так полагают некоторые. На самом деле борьба никогда не закончится, она идет и в Европе, и в Африке -- везде, где есть правительство и бизнес. Успехи и достижения каждой стороны вызывают ответные действия. В итоге вся жизнь -- борьба. Лицензии, их количество, механизм получения есть квинтэссенция баланса власти и рынка в любой стране. Основа такого баланса появилась и у нас.

Лет 15 тому назад некоторые экономисты эйфорически восклицали: "Второй тип хозрасчета -- это революция в нашей экономике"! Ну и где она, эта революция? Кто сейчас помнит о втором методе этого "расчета"?

Сегодня утверждения о том, что начинается новая эра в регулировании бизнеса звучат так же эйфорично. Замечательно, что у нас утверждено "всего лишь" 49 видов деятельности, которые требуют специального разрешения.

Обратите внимание, в Декрете использованы понятия, которые показывают суть предмета лицензирования: "деятельность", "распространение", "торговля", "оказание", "перевозка", "переработка", "лов и добыча", "проектирование и изыскание". По этой причине всем бизнесменам надо быть крайне осторожными при употреблении в своих уставах и договорах данных терминов. Лов и добыча водных беспозвоночных -- это уже необходимость лицензии. Ловите и добывайте безо всякой боязни и страха только позвоночных, уточняйте, куда отнести раков, а куда уток. Кстати, их же можно и разводить, не заботясь о лицензии, а не ловить и не добывать.

Волнуешься, когда читаешь наши правительственные постановления о лицензировании видов деятельности, которое будет осуществляться одним и тем же ведомством. Например, Министерством спорта и туризма.

Ловушки для бизнеса расставлены повсюду. Казалось бы, что особенного в образовательном цензе для хозяев игорных домов, управляющих тотализаторами, менеджеров казино и для штатных работников в турагентской деятельности? Не догадаетесь ни с трех, ни с десяти раз.

Мы становимся прямо на глазах удивительно образованной, интеллигентной страной, когда штатные сотрудники турагентств должны иметь не менее 30% специалистов, имеющих высшее или дополнительное (на базе высшего) образование. Если этого нет, то образование заменяется стажем работы в течение 3 лет в сфере туризма. Странно, когда 3 года работы в сфере услуг приравниваются к высшему образованию. Может быть, для авторов постановления это было само собой разумеющимся, но общественные критерии профессионализма и образовательного уровня у нас пока различаются. Следовало бы это учесть. Если требуется для занятия определенной деятельностью опыт -- это одно, если образование -- то уровень требований на порядок выше.

Ну а что же с игорным бизнесом, лицензированием которого тоже будет заниматься Министерство спорта и туризма? Чем отличаются требования к его организаторам?

Пока ситуация складывается так, что в игорном бизнесе даже 100% сотрудников вообще могут быть неграмотными, достаточно подвизаться на этом поприще не менее 1 года в руководящей должности. Открывай тотализатор, казино, букмекерскую контору. Кстати, половина мировой математической науки обязана играм, казино и тотализатору. Бизнес специфический и не для полных дилетантов. Было бы понятнее, если бы от претендентов на лицензию требовали университетский диплом.

Единственный "тормоз" для владельцев казино и тотализатора -- "территориальные органы внутренних дел по месту государственной регистрации". Выдает же лицензии Министерство спорта и туризма, которое находится в Минске. Все проблемы решаются "на месте", что удобно для соискателей. Как будет работать система данного лицензирования -- вопрос деликатный, но особое внимание к нему должно быть обеспечено.

Конечно, лицензионный процесс находится в стадии своего "нового" становления, не все удастся реализовать сразу и эффективно. Но многое стоило предусмотреть. Непонятно, например, кто будет компенсировать издержки на новое лицензирование при переоформлении документов, срок действия которых заканчивается еще весьма нескоро. Жаль, что ни по одной позиции лицензирования не установлена ответственность органа, выдающего лицензии. Нас будут обманывать в магазинах, банках, страховых компаниях, а у потребителей есть только право судиться с ними. Иных механизмов воздействия, как лишение лицензий, нет. Наконец, хорошо это или плохо, что несколько десятков министерств и комитетов будут "разрешать"? "Окон" много, чиновников будет предостаточно, времени уйдет далеко не 1 месяц, как это зафиксировано в наших законодательных актах. Можно быть абсолютно уверенным в том, что получение лицензий в каждом из органов лицензирования будет отличаться. Общего, единого (функционального) подхода не будет. А между тем в современных условиях диверсификация деятельности является признаком эффективной экономики. Нормально работающие бизнес-структуры и должны работать на рынке по нескольким направлениям. Этому и надо способствовать. Например, учредив "Лицензионную палату", которая будет объединять все виды разрешений, координировать и осуществлять всю разрешительную деятельность. Один орган, и для всех.

Следующий важный шаг в развитии лицензионного дела -- введение солидарной ответственности лицензиатов и органов, разрешающих ту или иную форму деятельности. Во многих западных странах такая практика существует. Если вас недобросовестно обслужил мастер, врач, нанесен ущерб непрофессиональными действиями лицензиата, то вы вправе потребовать компенсации за причиненный материальный (и иной) ущерб и у ассоциации, которая объединяет бизнес в данной сфере. Самим бизнесменам невыгодно иметь "плохих" обладателей лицензии, они разрушают не только имидж данной ассоциации, но и ведут к потери своей ниши рынка. Уж поверьте, контроль и качество товаров и услуг для потребителя будут на высоте. "Паршивая овца" быстро вылетит из соответствующего "бизнес-стада".

Лучше всего такая солидарная ответственность будет реализовываться, если функции выдачи специальных разрешений (лицензий) будут осуществляться корпоративными объединениями. Уже сегодня это может быть адвокатура и аудит, оздоровление за рубежом (это вообще безболезненно можно убрать из лицензируемой сферы), платная медицина и образование, ряд других видов деловой активности.

Что бы не делало правительство по выдаче разрешений на занятие той или иной деятельностью, оно, по сути, регулирует рынок, блокирует или стимулирует вход в данную нишу рынка новых субъектов. Это очень важная задача, и плохое ее исполнение может нанести вред развитию национального производства товаров и услуг. Будем тормозить своих заявителей, например, в сфере торговли и туризма, -- на их место придут иностранные фирмы. Будем раздавать направо и налево лицензии и разрешения -- потребители окажутся обманутыми. А ведь их защита -- самая важная функция лицензирования.