Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
13.01.2004 43 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Лицензия — право на работу

Сейчас в Беларуси идет очередная активная кампания лицензирования различных видов деятельности. В связи с этим в последнее время принято множество нормативных актов. Причем постановления правительства, по оценке наших читателей, так состыкованы и ско...

Сейчас в Беларуси идет очередная активная кампания лицензирования различных видов деятельности. В связи с этим в последнее время принято множество нормативных актов. Причем постановления правительства, по оценке наших читателей, так состыкованы и сконструированы, что из них нельзя сделать однозначный вывод, как действовать -- получать новые лицензии даже тем, кто их недавно получил, или заменить старые бланки лицензий на новые? Ситуация осложняется сжатым сроком, отпущенным для осмысления правительственных постановлений, увязки их с Декретом N 17 и собственным бизнесом, для замены и получения документов, -- с 1 ноября 2003г. по 1 мая с.г. А успеть надо, несмотря на очереди и регистрационную волокиту, потому что безлицензионная деятельность карается серьезными санкциями, способными положить на лопатки любое предприятие.

Поэтому не случайно из трех тем -- лицензирование, регистрация и договорная практика, анонсированных для прямой линии, состоявшейся 15 декабря 2003г. с представителями юридической фирмы "Апицес Юрис", подавляющее большинство вопросов так или иначе касалось проблемы лицензирования хозяйственной деятельности.

Когда материалы "Прямой линии" были уже подготовлены к печати, вышло постановление Совета Министров от 2003-12-19г. N 1666 "О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003г. N 17 и о внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Совета Министров Республики Беларусь" (см. Информбанк "НЭГ" N 1 от 9.01.2004г.).

Ответы на вопросы прямой линии "НЭГ", состоявшейся  15 декабря 2003 г.:

Торговля

Согласно Декрету N 17 лицензии, выданные до 16 июля 2003г., срок действия которых истекает до 1 ноября 2003г., действуют до 1 мая 2004г. Срок действия нашей лицензии на оптовую торговлю горюче-смазочными материалами истекает 26 января 2004г. Действительна ли она также до 1 мая 2004г.?

А.ДИКЕВИЧ, директор Гродненского райагроснаба

-- В Перечне видов деятельности оптовая торговля горюче-смазочными материалами как вид деятельности отсутствует. В то же время согласно Перечню лицензированию подлежит оптовая и розничная торговля нефтепродуктами.

Если организация согласно действующей до 2004-01-26г. лицензии осуществляла оптовую торговлю горюче-смазочными материалами в виде нефтепродуктов, то в данном случае необходимо вести речь об изменении наименования лицензируемого вида деятельности.

Согласно абзацу третьему части первой подп.1.3 п.1 постановления Совмина N 1666 юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, осуществляющие адвокатскую и частную нотариальную деятельность, срок действия лицензий которых истекает в период с 1 ноября 2003г. до 1 мая 2004г., могут осуществлять деятельность, подлежащую лицензированию в соответствии с Декретом, до 1 мая 2004г., если до истечения срока действия лицензии, но не позднее 1 марта 2004г., обратятся в лицензирующие органы за продлением срока ее действия в соответствии с Декретом и на условиях, установленных Декретом и положениями о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденными Советом Министров.

Таким образом, организации необходимо в соответствии с постановлением Совмина от 2003-10-20г. N 1375 получить лицензию на оптовую торговлю нефтепродуктами, подав в лицензирующий орган (концерн "Белнефтехим") необходимые документы до 2004-01-26г. В случае пропуска указанного срока необходимо приостановить осуществление оптовой торговли нефтепродуктами до момента получения лицензии.

Необходима ли сейчас лицензия на розничную торговлю бывшими в употреблении запасными частями к автомобилям? При наличии спора с контролирующими органами в какой компетентный орган можно обратиться за официальным разъяснением?

ИП ЛОПАТИН от имени предпринимателей авторынков в Малиновке и Ждановичах

-- В п.5 Положения N 1350 предусмотрено, что розничная торговля бывшим в употреблении у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оборудованием, инвентарем, транспортными средствами, вспомогательными материалами, иными бывшими в употреблении товарами исключается из лицензируемой деятельности. Таким образом, для осуществления торговли запасными частями без лицензии необходимо наличие двух признаков:

1) запчасти должны быть бывшими в употреблении;

2) запчасти должны быть получены от юридических лиц или предпринимателей.

Отметим, что продавцу необходимо иметь документы, подтверждающие наличие названных признаков.

Обращаем внимание на то, что если запчасти б/у получены от граждан, то их реализация может осуществляться при наличии лицензии на розничную торговлю.

Согласно подп.4.3 п.4 Декрета N 17 разъяснять вопросы соблюдения порядка и условий лицензирования отдельных видов деятельности, определенных Декретом, уполномочен Совет Министров. Согласно п. 5 постановления Совмина N 1666 давать разъяснения по вопросам применения решений правительства, принятых во исполнение Декрета N 17, поручено Министерству юстиции совместно с Министерством экономики.

Таким образом, в случае спора по поднятой проблеме следует обращаться в Минюст по адресу: 220030, г.Минск, ул.Коллекторная, 10.

Мне принадлежат два кафе в городе Жлобине. В моем свидетельстве о государственной регистрации в качестве ИП (выдано в апреле 2002г.) указан вид деятельности "услуги питания кафе". В мае 2002г. я получил лицензию на розничную торговлю и торгово-производственную деятельность (сроком на 5 лет). Какие изменения в соответствии с Декретом N 17 мне необходимо внести в свидетельство о регистрации и лицензию? Какие документы для этого требуются? Сколько необходимо будет заплатить?

В. БУРЛАКОВ

-- 1. Согласно абзацу второму подп.1.2 п.1 постановления Совмина N 1666 юридические лица и индивидуальные предприниматели, в учредительных документах, свидетельствах о государственной регистрации которых виды деятельности, подлежащие лицензированию, либо составляющие их работы и услуги, являющиеся до 1 ноября 2003г. лицензируемыми видами деятельности, указаны в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности, вносят соответственно в учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации изменения в части указания лицензируемых видов деятельности в соответствии с Декретом одновременно с внесением любых других изменений и (или) дополнений.

В регистрирующий орган в таком случае представляются:

-- заявление с указанием сведений, необходимых для внесения соответствующих изменений и дополнений;

-- оригинал свидетельства о государственной регистрации.

Согласно п.17 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента от 16.03.1999г. N 11, не взимается плата за государственную регистрацию изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы коммерческих и некоммерческих организаций, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в случае изменения законодательства, согласно которому требуется изменение или дополнение этих учредительных документов либо свидетельств.

Таким образом, плата за внесение изменения в виды деятельности, указанные в свидетельстве, составляющая 3 евро, в рассматриваемом случае не вносится, а документ о ее внесении в регистрирующий орган не представляется.

2. В соответствии с Декретом N 17 лицензированию подлежит "розничная торговля и общественное питание". Как видно, изменилось наименование лицензируемого вида деятельности.

Согласно абзацу четвертому части первой подп.1.3 п.1 постановления Совмина N 1666 юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, осуществляющие адвокатскую и частную нотариальную деятельность, срок действия лицензий которых истечет после 1 мая 2004г. и лицензии не подлежат оформлению на новые бланки лицензий на условиях и в порядке, установленных постановлением Совмина N 1390, могут осуществлять деятельность, подлежащую лицензированию в соответствии с Декретом, до 1 мая 2004г. и обязаны до 1 марта 2004г. обратиться в лицензирующие органы за получением лицензии.

Согласно п. 8 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом N 17, для получения лицензии соискатель (физическое лицо) лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:

-- заявление о выдаче лицензии с указанием:

фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);

лицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;

-- копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования;

-- копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика;

-- документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления.

В соответствии с п.9 Положения о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, утвержденного постановлением Совета Министров N 1350 от 17 октября 2003г., дополнительно к вышеуказанным документам в лицензирующий орган следует представить:

а) при осуществлении розничной торговли (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий):

копию документа, подтверждающего нахождение торговых объектов во владении или пользовании у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, намеревающихся осуществлять лицензируемый вид деятельности, и режим работы таких объектов, за исключением торговых мест на рынках и разносной торговли;

копии ассортиментных перечней товаров по каждому торговому объекту (за исключением торговых мест на рынках), согласованных с местными исполнительными и распорядительными органами и органами государственного санитарного надзора по месту нахождения торгового объекта, без нотариальных засвидетельствований;

заключение территориального органа государственного санитарного надзора о соответствии торгового объекта, а также помещения, в котором предполагается осуществлять хранение и (или) продажу товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, оборудования и инженерных коммуникаций этих торговых объектов (при их наличии) требованиям санитарных норм и правил либо копию такого заключения, если розничная торговля будет осуществляться на предоставленных в установленном порядке торговых площадях, на которые такое заключение уже имеется;

при осуществлении розничной торговли вне торгового объекта в заявлении о выдаче лицензии, представляемом в соответствии с пунктом 8 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом, указывается форма торговли, включая развозную и разносную;

б) при осуществлении общественного питания:

копию документа, подтверждающего нахождение торговых объектов во владении или пользовании у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, намеревающихся осуществлять лицензируемый вид деятельности, и режим работы таких объектов;

копии ассортиментных перечней товаров и ассортиментных перечней продукции собственного производства, согласованных с местными исполнительными и распорядительными органами и органами государственного санитарного надзора по месту нахождения каждого торгового объекта общественного питания, без нотариального засвидетельствования;

копию документа о присвоении наценочной категории по каждому торговому объекту общественного питания без нотариального засвидетельствования;

копию договора на проведение лабораторного контроля качества продукции собственного производства при отсутствии собственной лаборатории без нотариального засвидетельствования;

заключение территориального органа государственного санитарного надзора о соответствии торгового объекта общественного питания, оборудования и инженерных коммуникаций требованиям санитарных норм и правил.

В случае нахождения торгового объекта, торгового объекта общественного питания на территории рай-она или города не по месту жительства индивидуального предпринимателя -- соискателя лицензии (лицензиата) сведения о режиме работы, предполагаемых к розничной торговле группах алкогольных напитков, времени их продажи, намерении осуществлять продажу алкогольных напитков в розлив должны быть согласованы с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения указанных торговых объектов.

Что касается платы за лицензию, то в данном случае в соответствии с абзацем третьим подп.1.4 п.1 постановления Совмина N 1666 необходимо будет заплатить только за рассмотрение лицензирующим органом поданных документов сумму, эквивалентную 10 евро. Плата за выдачу лицензии -- в эквиваленте 90 евро -- не взимается.

Сейчас у нашего предприятия есть лицензии на оптовую и розничную торговлю продуктами легкой промышленности и лицензия на розничную торговлю алкогольными и табачными изделиями. Что изменилось с принятием Декрета N 17 в лицензировании указанных видов деятельности?

Республиканский торговый дом "Легпром"

-- Согласно Перечню видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), утвержденному Декретом N 17, лицензированию подлежит "розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание". Порядок получения лицензии на этот вид деятельности регламентируется постановлением Совета Министров N 1350 от 2003-10-17г.

Что же касается лицензий на оптовую торговлю, то их необходимо получать только в случае оптовой торговли нефтепродуктами, табачными изделиями или алкогольными напитками.

Необходима ли лицензия при оказании платных услуг населению и организациям в виде изготовления товаров из пиломатериалов (двери, оконные рамы, плинтусы, полки и т.д.)?

Экономист КУПП "Быховский завод металлоизделий"

-- В соответствии с Декретом N 17 и принятыми в его развитие постановлениями Совета Министров оказание платных услуг населению и организациям в виде изготовления товаров из пиломатериалов лицензированию не подлежит.

Наряду с этим подлежит лицензированию деятельность по заготовке древесины (постановление Совмина от 20 октября 2003г. N 1369), а также монтаж и устройство несущих деревянных конструкций (постановление Совмина от 20 октября 2003г. N 1386).

Юридическое лицо, специализирующееся на оптовой торговле, арендует в различных регионах республики несколько складских помещений только для хранения и отпуска предметов оптовой торговли. Согласно штатному расписанию на указанных складах предусмотрены должности кладовщика и менеджера, которые выполняют свои непосредственные функции и на право заключения договоров от имени предприятия доверенность им не выдается. Следует ли считать склады филиалами предприятия, указывать их в уставе и регистрировать?

М.КУЛИКОВ

-- Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства (ст.51 Гражданского кодекса).

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законодательными актами в учредительных документах юридического лица не установлено иное (ч.2 ст.50 Гражданского кодекса).

Исходя из данных определений можно сделать следующие выводы.

Филиалом является не каждое структурное подразделение, а лишь расположенное вне места нахождения юридического лица. Такие склады являются филиалами юридического лица, поскольку осуществляют часть его функций, т.е. функции хранения и отпуска предметов оптовой торговли. При этом не имеет значения факт получения дохода от хранения и отпуска собственных товаров.

Что же касается объема полномочий филиала, то работники склада в любом случае представляют интересы юридического лица, поскольку занимаются отпуском материальных ценностей от имени и по поручению юридического лица.

Обеспечение безопасности

Нужно ли получать лицензию на вид деятельности, который направлен на обслуживание собственных технологических процессов в производстве, а именно обеспечение пожарной безопасности? Направление нашей деятельности -- радиоэлектронное приборостроение. А у нас имеется пожарная сигнализация, есть свои специалисты, которые занимаются отслеживанием ее работоспособности.

Р.ШЛАПАКОВ, г.Минск

-- Согласно Перечню видов деятельности лицензированию подлежит "деятельность по обеспечению пожарной безопасности".

Порядок получения лицензии на указанный вид деятельности установлен Положением о лицензировании деятельности по обеспечению пожарной безопасности, утвержденным постановлением Совета Министров от 2003-10-20г. N 1357.

Ни Декретом N 17, ни названным выше Положением не предусмотрено, что лицензированию подлежит лишь предпринимательская деятельность по обеспечению пожарной безопасности, то есть только такая деятельность, которая направлена на получение дохода (прибыли). Исходя из этого следует вывод о том, что лицензию необходимо получать и в тех случаях, когда данная деятельность не направлена на извлечение дохода (прибыли).

Мы намерены ввести сторожевую охрану (в частности, для осуществления пропускного режима, охраны собственности предприятия). Нужна ли нам лицензия на охранную деятельность? Нас интересует также вопрос о том, нужна ли лицензия на создание охраняемой автостоянки для "чужих" автомобилей на территории своей базы?

Т.ПАРХОМЕНКО, торгово-розничное предприятие "Август"

-- Охранная деятельность подлежит лицензированию. Согласно п.5 Положения о лицензировании деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2003-10-20г. N 1360, охрана юридическим лицом своих штатных работников и охрана принадлежащих ему объектов (имущества) являются составляющими лицензируемой деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц.

На второй вопрос также следует дать утвердительный ответ. Объясняется это тем, что в данном случае охраняются не только "чужие" автомобили, но и собственный объект -- автостоянка.

Необходимо ли вносить в устав вид деятельности -- "деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц"?

И.ДРУЧИНИНА, гл. экономист, г.Гомель

-- В подп.29.1 п.29 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента от 16.03.1999г. N 11, указано, что в учредительных документах юридического лица и свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя виды деятельности указываются в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД) либо перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии).

С 1 января 2004г. в отношении указания в уставе (свидетельстве) лицензируемых видов деятельности ситуация изменилась. Согласно подп.1.1 п.1 постановления Совмина N 1666, изданного, как известно, во исполнение Декрета N 17, отныне требуется указывать их только в соответствии с утвержденным этим Декретом Перечнем видов деятельности. Порядок внесения указанных изменений подробно регламентирован в подп.1.2 п.1 постановления Совмина N 1666.

Строительство

Основными видами деятельности нашего предприятия являются ремонт и строительство городских улиц и дорог общего пользования. 18 ноября 1998г. мы получили лицензию на строительно-монтажные и специальные работы сроком на 5 лет. 14 октября 2003г. (до принятия правительством положения о лицензировании соответствующего вида деятельности) мы продлили свою лицензию на 5 лет. Что нам надо делать сейчас: вносить изменения в учредительные документы в части наименований лицензируемых видов деятельности согласно Декрету N 17 и получать новый бланк лицензии или получать новую лицензию? И еще: в каком нормативном акте можно ознакомиться с расшифровкой Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по проектированию и строительству зданий и сооружений? Нас, в частности, интересует, входит ли ремонт и строительство дорог в лицензируемый вид деятельности?

Т.САХНОВА, начальник ПЭО могилевского городского коммунального унитарного дорожно-строительного предприятия

-- Начнем с ответа на второй вопрос.

Вам необходимо ознакомиться с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2003-10-20г. N 1386 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей". В приложении 1 к указанному Положению содержится перечень работ и услуг, составляющих названную деятельность.

В сноске к приложению 1 указано, что под сооружениями понимаются, в частности, автомобильные дороги (I, II и (или) III, IV категорий), улицы и дороги в городах и других поселениях.

Кроме того, согласно п.5 вышеназванного Положения деятельность по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей осуществляется на основании лицензий при новом строительстве, расширении, реконструкции, реставрации, техническом перевооружении и капитальном ремонте зданий и сооружений независимо от их назначения и ведомственной принадлежности.

Теперь -- по первому вопросу. В соответствии с подп.1.1 и 1.2 п.1 постановления Совмина N 1390 в данном случае имелись бы основания для замены лицензии на новый бланк, если бы не изменились наименование вида деятельности и (или) особые требования и условия к составляющим его работам и услугам.

По нашему мнению, вашей организации необходимо получить в общем порядке лицензию на проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей (с указанием работ и услуг, которые будут осуществляться вашей организацией) в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совмина от 2003-10-20г. N 1386. Для получения указанной лицензии в уставе организации следует указать точное наименование лицензируемого вида деятельности.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2003-10-20г. N 1386 расширительно трактует пункт 40 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), утвержденного Декретом N 17, -- "проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей". В Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по проектированию и строительству зданий и сооружений, содержащийся в Положении, утвержденном Постановлением N 1386, добавлены виды работ, не относящиеся к строительству (например, технический надзор в строительстве, обследование технического состояния зданий и сооружений). В Общегосударственном классификаторе "Виды экономической деятельности" технический надзор в строительстве находится в другом разделе, нежели строительство (разделы 74 и 45 соответственно), а обследование технического состояния зданий и сооружений вообще не относится ни к строительству, ни к изысканиям, ни к проектированию. Отсюда вопрос: относятся ли перечисленные виды деятельности к лицензируемым?

Г.ВЛАСОВ, ИП

-- Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности упоминается в подп.29.1 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом от 16.03.1999г. N 11. Однако ни в Декрете N 17, ни в постановлениях правительства о лицензировании отдельных видов деятельности о данном Классификаторе ничего не сказано. Перечень лицензируемых видов деятельности, а также составляющие их работы и услуги изложены вне зависимости от положений Классификатора. В данном случае какого-либо противоречия с нормативными правовыми актами более высокой, чем Декрет N 17, юридической силы не наблюдается.

Кроме того, согласно подп.3.9 Декрета N 17 в случае расхождения норм Декрета с другими законодательными актами, регулирующими осуществление отдельных видов деятельности на основании специальных разрешений (лицензий), применяются нормы настоящего Декрета. Постановление Совета Министров от 2003-10-20г. N 1386 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей" издано во исполнение п.5 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом N 17.

Таким образом, при решении вопроса о получении лицензии на право осуществления деятельности в области строительства необходимо руководствоваться положениями Декрета N 17 и постановления Совмина N 1386.

До выхода Декрета N 17 Министерство энергетики выдавало определенные виды лицензий (на проектирование, пусконаладочные работы на объектах энергетики и т.д.). Однако выдачей лицензий на аналогичные виды деятельности, но в других отраслях, занимались также Проматомнадзор и Министерство архитектуры и строительства. Сейчас Министерство энергетики не является лицензирующим органом, лицензируемые им ранее виды деятельности прямо в Декрете N 17 не предусмотрены. Означает ли это, что данные виды деятельности можно сейчас осуществлять без лицензии?

В.КОРОЛЕВ, инженер-проектировщик

-- Отсутствие Министерства энергетики в числе органов, уполномоченных на выдачу лицензий, еще мало о чем говорит. Необходимо в первую очередь определить, какие из перечисленных в Декрете N 17 видов деятельности хоть как-то соприкасаются с тем, чем занимается ваша организация. Затем надо ознакомиться с постановлениями Совета Министров о лицензировании этих видов деятельности. По многим видам деятельности правительство утверждает перечни конкретных работ и услуг, составляющих тот или иной лицензируемый вид деятельности. Если выполняемых коммерческой организацией работ и услуг в этих перечнях нет, то они осуществляются без получения лицензии.

Транспортная деятельность

Предпринимателю в июне 2002г. была выдана лицензия на право перевозок пассажиров автомобилями-такси сроком на 5 лет. Тогда ее выдал Гродненский горисполком, теперь выдачей подобных лицензий занимается Министерство транспорта и коммуникаций. Что нам необходимо делать сейчас в связи с изменением лицензирующего органа: менять бланк лицензии или получать новую?

Ю.ВОРОНИН, г.Гродно

-- Согласно подп.3.4 п.3 Декрета N 17 специальные разрешения (лицензии), в которые не требуется внесения изменений и (или) дополнений в соответствии с настоящим Декретом, действительны в течение срока, на который они выданы.

В соответствии с подп.1.1 п.1 постановления Совмина N 1390 юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности на основании специальных разрешений (лицензий), если такие лицензии выданы до 1 ноября 2003г. и срок их действия истекает после 1 мая 2004г., при условии, что:

не изменилось наименование вида деятельности и этот вид деятельности не имеет составляющих работ и услуг в соответствии с Декретом или вид деятельности, подлежащий лицензированию до 1 ноября 2003г., включен в качестве составляющих работ и услуг вида деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с Декретом и утвержденными Советом Министров положениями о лицензировании отдельных видов деятельности;

к виду деятельности (его составляющим работам и услугам), подлежащему лицензированию, не установлены особые требования и условия либо такие требования и условия установлены, но не изменились по сравнению с законодательством, действовавшим до 1 ноября 2003г.

Согласно Перечню видов деятельности Министерство транспорта и коммуникаций выдает лицензии на перевозку пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом.

Лицензионные требования и условия содержатся в Положении о лицензировании перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, утвержденном постановлением Совета Министров от 2003-10-20г. N 1388 (с дополнениями, внесенными постановлением Совмина от 2003-12-22г. N 1671). В перечень услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, включены "перевозки пассажиров автомобилями-такси" (приложение 1 к указанному постановлению).

В вашем случае лицензирующий орган не изменился. Такой вывод следует из анализа постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 21.08.1995г. N 456, содержавшего прежний Перечень лицензируемых видов деятельности и органов, выдававших лицензии.

Вопрос об изменении лицензионных требований и условий можно решить путем анализа вышеназванного Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов и ранее действовавшего аналогичного Положения.

По нашему мнению, вам необходимо получать новую лицензию.

Предприятие заключило со своим директором договор безвозмездного пользования автомобилем. Имеет ли право директор пользоваться автомобилем для исполнения служебных обязанностей в рабочее время и в личных целях после окончания рабочего дня?

-- В этом вопросе не указано, в чьей собственности находится автомобиль, а этот факт является определяющим.

Согласно ч.2 ст.644 Гражданского кодекса коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля. В связи с этим, если автомобиль принадлежит на праве собственности коммерческой организации, у директора отсутствует право пользования автомобилем в соответствии с указанным договором.

Если же автомобиль передан предприятию самим директором и используется последним для исполнения служебных обязанностей, то никаких препятствий к такому использованию нет. Необходимо лишь аккуратно фиксировать в путевых листах пробег автомобиля. В случаях использованию автомобиля после рабочего дня или в личных целях предприятие не должно относить на затраты расходы по такому использованию.

Необходима ли лицензия на перевозку попутных пассажиров собственным автобусом, нужен ли кассовый аппарат для билетов за проезд?

А.ЖДАН, бухгалтер-экономист, г.Барановичи

-- В соответствии с Декретом N 17 из лицензируемого вида деятельности "Перевозка пассажиров и грузов" исключены технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд.

Напомним, что автомобильная перевозка для собственных нужд -- это автомобильная перевозка, выполняемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для собственных целей и за собственный счет (Закон от 2001-07-21г. "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках").

Таким образом, перевозка попутных пассажиров не может считаться выполняемой для собственных нужд, а если с попутных пассажиров кроме этого берется плата за проезд, то нет факта перевозки и "за собственный счет".

Следовательно, для перевозки попутных пассажиров, не имеющих отношения к предприятию, необходимо получать лицензию в соответствии с постановлением Совмина от 2003-10-20г. N 1388. Согласно этому документу одним из лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии при ее выдаче, является применение на автомобильных транспортных средствах моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов, включенных в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.

Издательская деятельность

В начале 2003г. Министерство информации уже в четвертый раз выдало (точнее, в третий раз продлило!) нам лицензию на издательскую деятельность. Мы оплатили положенный в таких случаях сбор за продление лицензии и получили разрешение на рекламную деятельность сроком до 2008 г. Но вот недавно стало известно, что наша лицензия, оказывается, действительна только до конца марта 2004г. и до этого срока мы должны снова полностью пройти всю процедуру получения новой лицензии, т.е. оплатить лицензионный и прочие сборы в сумме, эквивалентной 100 евро, сдать экзамены, словно мы делаем это в первый раз, и т.д. и т.п. В Мининформации нам объяснили, что пересдачу экзаменов и оплату регистрационного сбора должны произвести все субъекты хозяйствования, которые занимаются издательской деятельностью, без исключения. Правомерны ли эти требования?

Д.Л., частное издательство

-- В связи с выходом постановления Совмина N 1666 предъявленные к вам требования подлежат некоторой корректировке. Согласно процитированному нами выше подп.1.1 п.1 этого документа в случае перелицензирования издательской деятельности вам необходимо учитывать два момента:

1) несмотря на то что наименование вашего вида деятельности -- издательская деятельность -- не изменилось, отныне имеются составляющие его работы и услуги (см. приложение к Положению о лицензировании издательской деятельности, утвержденному постановлением Совета Министров от 2003-10-20г. N 1376);

2) требуется выяснить, изменились ли к данному виду деятельности особые требования и условия, установленные названным Положением.

Проведенный нами анализ нового и ранее действовавшего (утвержденного приказом Госкомпечати от 21.05.1997г. N 170) положений о лицензировании издательской деятельности позволяет сделать вывод о том, что лицензионные требования и условия с фактической точки зрения не изменились, а вот с формальной -- претерпели изменения.

Учитывая вышеизложенное, вам необходимо получать новую лицензию, подав соответствующее заявление с приложением необходимых документов до 1 марта 2004г. (согласно абзацу четвертому части первой подп.1.3 п.1 постановления Совмина N 1666).

В качестве утешения сообщим, что согласно абзацу третьему подп.1.4 п.1 постановления Совмина N 1666 при получении новой лицензии вам необходимо уплатить лишь 10 евро.

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОТВЕТАХ НА ВОПРОСЫ:

1. Декрет Президента от 14 июля 2003г. N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в тексте -- Декрет N 17).

2. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденный Декретом N 17 (в тексте -- Перечень видов деятельности).

3. Постановление Совета Министров от 20 октября 2003г. N 1390 "О дополнительных мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003г. N 17" с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров от 2003-12-19г. N 1666 (в тексте -- постановление Совмина N 1390).

4. Положение о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питан
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений