Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ: новое в ответственности за нарушения

Декрет Президента от 14 июля 2003г. N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее -- Декрет N 17) не только существенным образом изменил процедуру выдачи лицензий, но одновременно внес не менее существенные изменения в положения об отве...
Декрет Президента от 14 июля 2003г. N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее -- Декрет N 17) не только существенным образом изменил процедуру выдачи лицензий, но одновременно внес не менее существенные изменения в положения об ответственности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий. И хотя в настоящее время большинство обладателей лицензий заботят совсем другие вопросы, в первую очередь, вопросы их переоформления, новые положения, которые появились в законодательстве применительно к ответственности лицензиатов, заслуживают не меньшего внимания.

Действовавшее ранее законодательство, а именно N 386 Временное положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности,утвержденное постановлением Совмина от 16.10.1991г., в п.10 устанавливало, что в случае нарушения субъектом хозяйствования указанных в лицензии особых условий и правил осуществления данного вида деятельности лицензирующий орган мог приостановить действие лицензии до устранения допущенных нарушений, либо приостановить действие лицензии на неопределенный срок, либо дать указание об устранении нарушений без приостановления лицензии. Повторное либо грубое нарушение правил осуществления вида деятельности давало право лицензирующему органу своим решением аннулировать выданную лицензию. Кроме того, Временное положение предоставляло лицензирующему органу право без предупреждения лишить субъект хозяйствования лицензии за нарушение законодательства или действия, в результате которых возникает опасность аварий, угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью, других тяжких последствий.

Утвержденное Декретом N 17 Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (далее -- Положение) внесло существенные изменения в порядок приостановления действия лицензии. Основанием для применения к лицензиату этой меры ответственности новое законодательство называет выявление в течение календарного года лицензирующим или иным государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатом данного вида деятельности, нарушений законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности.

Следует задуматься над значением слов "в течение календарного года". Сложно судить, что хотели сказать разработчики Положения; буквальное же толкование этой нормы означает, что лицензиат может быть привлечен к ответственности только за те нарушения, которые были выявлены в текущем году. Обратной стороной наличия в Положении такой нормы может стать ситуация, при которой за нарушение, выявленное, к примеру, в декабре, привлекать лицензиата к ответственности в январе следующего года dе jurе уже нельзя.

Вызывает вопрос, что следует понимать под "нарушением законодательства о лицензировании", которое согласно нормам Положения нетождественно "нарушению установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности".

Если ранее лицензирующий орган был вправе сразу же приостановить действие лицензии, то Положение предусматривает в качестве обязательной предварительной стадии, предшествующей приостановлению действия лицензии, вынесение предписания об устранении выявленных нарушений с установлением срока на их устранение в пределах 6 месяцев. И только в случае, если указанные в предписании нарушения не устранены, лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на срок до 1 месяца. При этом сама процедура приостановления действия лицензии в Положении регламентирована более подробно: лицензирующий орган обязан заранее -- не менее чем за 5 дней до даты, с которой приостанавливается действие лицензии, письменно уведомить обладателя лицензии о принятом решении.

Восстановление действия лицензии после ее приостановления требует выполнения определенных Положением действий. Во-первых, лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий или иной контролирующий орган (очевидно, речь идет о контролирующем органе, который инициировал вынесение лицензиату предписания об устранении выявленных нарушений) об устранении нарушений с приложением письменного подтверждения их устранения. При этом Положение умалчивает о том, что из себя должно представлять это самое письменное подтверждение; должно ли оно исходить от самого лицензиата (в этом случае непонятно, чем оно отличается от направляемого лицензиатом письменного уведомления) либо от третьих лиц. Во-вторых, обязательным условием возобновления лицензии является проведение лицензирующим или иным контролирующим органом проверки, имеющей целью выяснить, устранил ли обладатель лицензии указанные нарушения. Процедура проведения проверки не регламентируется ни Положением, ни положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Срок проведения проверки, на первый взгляд, определен в п.28 Положения и составляет 10 дней; однако эти 10 дней исчисляются с момента получения предписания об устранении нарушений (?). Судя по всему, разработчики Положения допустили ошибку, указав получение предписания об устранении нарушений вместо положенного по смыслу уведомления об устранении нарушений, которое направляется лицензиатом в лицензирующий орган.

По результатам проверки лицензирующий орган может принять решение о возобновлении действия лицензии либо в соответствии с п.34 Положения аннулировать ее. При этом следует отметить, что согласно Положению принятие решения об аннулировании лицензии -- это право, а не обязанность лицензирующего органа.

Впрочем, описанная выше многоступенчатая процедура применяется лицензирующим органом не всегда. Согласно п.30 Положения в случае выявления в течение календарного года лицензирующим или иным контролирующим органом грубого нарушения лицензиатом законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления вида деятельности лицензирующий орган вправе сразу аннулировать лицензию. Проблема, однако, состоит в том, чтобы определить, какое нарушение следует относить к категории грубых. Согласно Положению вопросы контроля за соблюдением лицензионных требований и условий должны быть урегулированы в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Однако только в отношении 10 из 49 лицензируемых видов деятельности в законодательстве определено понятие "грубого нарушения". В остальных случаях решение вопроса о наличии в действиях лицензиата грубого нарушения лицензионных требований и условий находится в сфере усмотрения лицензирующего органа.

Положение также предусматривает возможность сразу же аннулировать лицензию у субъекта хозяйствования, нарушившего лицензионные требования и условия, если это повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Однако в отличие от прежнего законодательства Положение предусматривает судебный порядок аннулирования лицензии по этим основаниям. В то же время нельзя не обратить внимание на то, что утвержденное Декретом N 17 Положение значительно расширяет круг оснований для аннулирования лицензии, поскольку понятия "национальная безопасность", "общественный порядок", "права и свободы граждан" -- более широкие, нежели использовавшиеся ранее. Если следовать букве Положения, то, например, нарушение предприятием розничной торговли прав потребителя (которые относятся к более общему понятию прав и свобод гражданина) необходимо рассматривать как основание для аннулирования лицензии.

Аннулирование лицензии не только лишает субъект хозяйствования права осуществлять данный вид деятельности, но имеет и другие правовые последствия: согласно п.12 Положения решение об аннулировании лицензии лишает лицо права в течение года обращаться за получением новой лицензии. При этом следует отметить, что аннулирование лицензии возможно не только в случае нарушения правил осуществления лицензируемого вида деятельности, но также в случае, если лицензия выдана на основании представленных лицензиатом недостоверных сведений, лицензиатом в установленный срок не представлены документы для внесения изменений и дополнений в лицензию либо он в течение 6 месяцев не обратился за ее получением.

Как и ранее, решения лицензирующих органов о приостановлении действия лицензии либо ее аннулировании могут быть обжалованы в судебном порядке в месячный срок.

Резюмируя сказанное можно сделать следующий вывод: с одной стороны, новое законодательство о лицензировании предусматривает более четкую и понятную процедуру привлечения обладателя лицензии к ответственности за нарушение правил осуществления лицензируемого вида деятельности, с другой же стороны, оно содержит достаточное количество пробелов, оставляющих широкое поле для усмотрения чиновников.