Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ на поверку оборачивается многократным ужесточением

Обладатели действующих лицензий, полагающие, что процедура переоформления пройдет у них без сучка без задоринки, могут жестоко поплатиться...
Обладатели действующих лицензий, полагающие, что процедура переоформления пройдет у них без сучка без задоринки, могут жестоко поплатиться. Времени на то, чтобы подать в лицензирующие органы документы на оформление нового бланка лицензии, практически не осталось. Это необходимо сделать не позднее 1 марта т.г. Если же учесть, что до этого многим субъектам хозяйствования и индивидуальным предпринимателям (ИП) нужно успеть внести еще и изменения в свои уставы, ситуация и вовсе выглядит катастрофической. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Можно сказать, что проблемы многих субъектов хозяйствования начались сразу после выхода постановления Совмина от 2003-10-20г. N 1390. Согласно п.1 подавляющему числу юрлиц и ИП, у которых лицензии истекали после 1.05.2004г., необходимо было получать фактически новые лицензии, поскольку в качестве условий их действительности назывались не только неизменность наименования вида деятельности, но и неизменность лицензионных требований и условий. Правда, в принятом 2003-12-19г. постановлении Совмина N 1666, вступившем в силу с 1 января т.г., этот подводивший многих "под монастырь" пункт был несколько отредактирован. И число лицензиатов, которым пришлось бы получать новые лицензии, сократилось. В соответствии с новой редакцией субъекты хозяйствования могут пользоваться ранее выданными лицензиями, срок действия которых истекает после 1.05.2004г., при условии, что указанный в лицензии вид деятельности либо в неизменном виде назван в утвержденном Декретом N 17 перечне лицензируемых видов деятельности и при этом не имеет составляющих работ и услуг, либо входит в число работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, а также при условии, что в отношении лицензируемого вида деятельности новое законодательство не установило новые особые требования и условия.

Таким образом, если лицензии, действие которых истекает после 1.05.2004г., не соответствуют предусмотренным в постановлении условиям для переоформления на новом бланке, они действуют только до 1 мая, а их обладатели должны до 1 марта обратиться за получением новой лицензии на общих основаниях.

Однако, как показал состоявшийся на прошлой неделе республиканский клуб директоров БСПН имени М.С.Кунявского, для многих субъектов хозяйствования переоформление на новые бланки фактически оборачивается новым лицензированием. В данном случае, по их мнению, чиновникам дана лазейка самим решать, кому переоформлять лицензию на новом бланке, а кому получать новую. От директоров предприятий требуют внести изменения в устав уже до 1 марта 2004г., что едва ли представляется возможным. Особенно сложно будет это осуществить акционерным обществам, поскольку изменения в устав компании вносятся только на собрании акционеров. Однако директора многих предприятий сомневаются, что смогут за оставшееся время собрать всех акционеров. Есть немало АО, держатели акций которых живут в разных городах республики, а также за пределами страны. В то же время в п.1.2 постановления N 1666 четко сказано, что привести учредительные документы в соответствие с Декретом N 17 можно одновременно с любыми другими изменениями.

Однако то ли из-за новогодней суеты чиновники пропустили этот документ, то ли еще по какой-то причине, но на практике происходит совершенно по-другому.

Как рассказал директор ООО "МНВЦЭ Энерготехно" Виктор Букато, лицензирующие органы, в частности Минстройархитектуры и МЧС, требуют вносить изменения в учредительные документы в связи с несоответствием утвержденным Декретом N 17 перечнем лицензируемых видов деятельности Общегосударственному классификатору видов экономической деятельности. Но, как пояснил участвовавший в клубе директоров министр статистики и анализа и председатель Совета по развитию предпринимательства при Президенте Владимир Зиновский, подобная нестыковка объясняется всего лишь тем, что у нас лицензируются не конкретные виды, а группа видов под одним названием. И поэтому, естественно, полного соответствия здесь быть не может. Тем не менее для органов госуправления такая ситуация стала поводом для того, чтобы фактически заставить субъектов хозяйствования пройти процедуру по-новому. Лицензирующие органы Минстройархитектуры, по словам В. Букато, отказываются признавать ими же недавно выданный документ, срок которого истекает лишь в марте 2008г., и советуют оформлять новую лицензию.

Субъекты хозяйствования сталкиваются с достаточно вольной трактовкой чиновниками на местах ряда норм Декрета N 17. Так, при переоформлении действующих лицензий в министерствах, ссылаясь на постановление Совмина от 2003-10-20г. N 1390 (п.1.2.2), требуют предъявлять от юридических лиц нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о регистрации. Хотя в Положении о лицензировании Декрета N 17 говорится (п. 8 абзац 6), что эта процедура касается только иностранных юридических лиц. О том, что нотариально заверять копии не нужно, говорится также в п.1.3 постановления N 1666. Из чего можно сделать вывод, что лицензирующие органы либо не знают об этом постановлении, либо просто занимаются самодеятельностью.

В итоге априори "бесплатная" процедура обходится фирмам в круглую сумму. Например, для того чтобы только нотариально заверить изменения в устав, по словам В.Букато, его фирме необходимо более 300 тыс. руб. (по 65 тыс. руб. пошлины за каждую подпись и 1300 за нотариальное удостоверение). "Все ждали, что Декрет существенно облегчит нам жизнь, но на практике вышло, что получение лицензий усложнилось до предела", -- отметил В.Букато. По его словам, сегодня при органах госуправления созданы хозрасчетные структуры, которые облагают поборами не только тех, кто хочет получить лицензию, но и тех, кто желает ее просто переоформить.

Председатель Белорусского союза предпринимателей и нанимателей имени М.С.Кунявского Георгий Бадей посоветовал руководителям организаций внимательно изучить помимо постановлений Совмина NN 1390 и 1666, которые являются своего рода базовыми в вопросах переоформления лицензий, также отраслевые положения по лицензированию, где, возможно, имеются свои "подводные камни".

С тем, что сложившаяся ситуация с переоформлением лицензий не совсем нормальная, согласился В.Зиновский. Он отметил, что Совет Министров в данном случае или поспешил, или до конца не разобрался в сути дела, в результате чего большинству предприятий приходится фактически проходить процедуру переоформления по-новому. Все проблемные вопросы планируется рассмотреть на заседании Совета на этой неделе и направить совместное с БСПН имени М.С.Кунявского письмо в правительство. "Если никакой реакции не последует, Совет будет вынужден проинформировать Президента о том, что его Декрет N 17 выполняется не в полной мере", -- отметил В.Зиновский.

Совершенно очевидно, что ситуация требует как можно скорейшего разрешения. В противном случае после времени "Ч" (1 мая) заложенная под субъектов хозяйствования и "индивидуалов" мина замедленного действия может быть приведена в действие. Тогда и без того небольшое у нас количество юридических лиц и ИП может еще больше сократиться. Кому это нужно?