$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ БАРЬЕР

24.10.2008

     Несмотря на объявленную на уровне руководства страны борьбу с административными барьерами, пока так и не получило упрощения одно из основополагающих препятствий на пути предпринимателей — лицензирование. Сложный и дорогостоящий процесс «обилечивания» субъектов хозяйствования, желающих войти в тот или иной сегмент рынка, ограничивает белорусский бизнес, особенно малый, в выборе сферы деятельности, а также повышает предпринимательские риски.

    В нынешней редакции Декрет Президента от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в 49 пунктах содержит 52 вида деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения. Многие из них имеют составляющие работы и услуги, т. е. определены как сферы деятельности, в которые входят более 350 составляющих видов. Для сравнения: в России аналогичный перечень насчитывает порядка 120 видов, в Украине — 60. Среди тех, кто уполномочен в нашей республике выдавать лицензии, 32 органа госуправления и организации, а также местные распорядительные и исполнительные органы.

   Да, Декрет Президента от 26.11.2007 № 7 внес некоторые позитивные изменения в Декрет № 17. Упорядочен алгоритм выдачи лицензий, исключена возможность отказа по причине нецелесообразности открытия того или иного бизнеса. Четко определена система понятий в области лицензирования, предусмотрены меры, обеспечивающие реализацию принципа «одного окна». Но предприниматели не дождались главного — не отменен ни один вид лицензируемой деятельности.

   В законодательстве по-прежнему отсутствуют четкие критерии отнесения к сфере лицензирования. В результате имеет место расширение и так большого перечня (из 350) видов деятельности, выполнение которых требует специального разрешения. Лицензирующие органы имеют практически неограниченные полномочия по самостоятельному установлению требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий в части наличия производственной базы, кадрового обеспечения и прочее. Ими же определяется порядок проведения проверок и экспертиз соответствия соискателя лицензионным требованиям. Все это не только нарушает стабильные условия работы субъектов хозяйствования, но и ведет к оттоку части предпринимателей из сферы легальной деятельности, — отмечает в Совете по развитию предпринимательства в Республике Беларусь его председатель Владимир Зиновский.

   Увы, процедура получения специальных разрешений сложная, длительная и дорогостоящая. Предприятия должны тратить массу времени на подготовку документов, расходовать средства, в т.ч. неофициально, которые могли бы быть направлены на развитие бизнеса.

   Как показывает практика, от момента принятия решения инвестором (предпринимателем) до начала работы предприятия проходит не один месяц, а то и год. Почему так происходит? Рассмотрим формирование бизнеса по этапам. Сначала инвестор ищет подходящее помещение, через 1,5-2 месяца заключает договор аренды. Далее начинает сбор технических условий на проектирование, реконструкцию или капремонт помещений, получение разрешений на подключение к объектам энергоснабжения, водоснабжения и т. п. Очередной этап — поиск проектной организации, имеющей лицензию, которая возьмется за проектирование объекта. И чем мельче заказчик, тем сложнее найти проектировщика-исполнителя (для малого бизнеса это существенная проблема).

   Кстати, еще 15 лет назад разрешалось делать отдельные несложные проектные работы на небольших объектах (то, что сегодня нужно предпринимателям) силами строительных организаций, промышленных предприятий. Целый ряд строительно-монтажных работ выполнялся различными организациями, возводящими объекты для собственных нужд. Никто не знал, что такое лицензия. Без нее осуществлялись все виды строительных, монтажных и специальных работ, в т.ч. на сложнейших объектах СССР.

   Да, с тех пор многое изменилось, но непонятно, зачем, к примеру, сейчас специальное разрешение на такие несложные работы, как земляные, теплоизоляционные, электромонтажные и санитарно-технические, защита от коррозии. Это ведь не относится к национальной безопасности или здоровью населения.

   Приходится констатировать, что западная модель лицензирования вроде бы из благих побуждений была перенесена в отечественную практику. Однако это сделали механически, без учета существующих условий, традиций и менталитета или, попросту говоря — перегнули палку. Выдача разрешений является механизмом дискриминации предпринимателей, источником несправедливости, неопределенности и нервозности, высоких рисков для бизнеса. В условиях ведомственной и номенклатурной закрытости все это порождает коррупцию и взяточничество. В результате падает доверие к органам государственного управления и местной власти.

   Есть ли пути решения проблемы? Да. Как показывает анализ ситуации, необходимо:

— предусмотреть в декрете (либо законе) единый перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, без подразделения их на составляющие работы и услуги;

— провести ревизию (инвентаризацию) лицензируемых видов деятельности и их составляющих на предмет целесообразности, важности для экономики и исключить несущественные. К последним стоит отнести земляные, теплоизоляционные, электромонтажные работы, защиту от коррозии; розничную торговлю и общественное питание; ведение рыболовного хозяйства; деятельность по заготовке и переработке древесины; деятельность по заготовке лома черных и цветных металлов;

— провести проверку лицензирующих органов на предмет эффективности работы, наличия необоснованных требований и ограничений;

— упростить порядок лицензирования некоторых видов деятельности, в т.ч. отдельно для субъектов малого предпринимательства при условии заключения соискателем лицензии договора страхования гражданской ответственности;

— сократить количество лицензионных требований и условий, упразднив те из них, которые разрешают действовать по «усмотрению» чиновников;

— ввести в практику аннулирование лицензий только в судебном порядке. Это исключит возможность субъективного подхода, защитит права предпринимателей и уменьшит поле для коррупции.

   Только при исполнении перечисленных мер можно будет перейти от декларативного к реальному упрощению административных барьеров в интересах субъектов хозяйствования и экономики страны в целом.

Евгений БОРУШКО,

заведующий сектором НИЭИ Минэкономики, кандидат технических наук, доцент
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях