Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Либерализации у нас нет...

Когда электорат, наконец, усомнился в том, что реставрация квазисоветской экономической модели начала 90-х -- "блестящая идея", его вдохновили другой перспективой -- курсом на либерализацию в экономике. Деловое сообщество воспрянуло, истолковав лозун...
Когда электорат, наконец, усомнился в том, что реставрация квазисоветской экономической модели начала 90-х -- "блестящая идея", его вдохновили другой перспективой -- курсом на либерализацию в экономике. Деловое сообщество воспрянуло, истолковав лозунг дня как осознанную властью необходимость сформировать внутри страны плотную и активную предпринимательскую среду, способствующую притоку иностранных инвестиций и выходу на западные рынки. Год спустя мы подводим печальный итог: дефицит инвестиций становится национальной трагедией, отечественное предпринимательство подавляется с большевистским упорством. По мнению экспертов, созданное политико-правовое пространство нашей страны несовместимо с либеральными реформами. Почему же законотворческая ветвь власти нисколько не помогла коррекции этого пространства в сторону экономических свобод? Услышать ответ на этот вопрос журналисты надеялись в столичном пресс-клубе.

Как оказалось, напрасно. Никто из приглашенных депутатов на печальную годовщину либерализации прибыть не смог. Отпевали без них, попеняв, что низкая результативность работы законодательных органов ведет к тому, что большая часть экономических отношений в стране регулируется не законами, а указами Президента, постановлениями правительства, ведомственными нормативными актами. Ряд законов не имеют прямого действия, и для исполнения их положений властью разрабатываются подзаконные акты, часто весьма сильно корректирующие содержание уже принятых законов. Нужно ли удивляться, что положение дел в экономике и условия деятельности экономических субъектов практически полностью определяются исполнительной властью? Это дает ей возможность самостоятельно, без привлечения власти законодательной, определять все параметры проводимой экономической политики.

Предложивший год назад свою концепцию либерализации президент Белорусского союза предпринимателей Александр Потупа, комментируя итоги, отметил, что объявленная минувшей осенью либеральная трансформация экономики не могла осуществиться в сформированном политико-правовом пространстве. Она требует другого политического вектора, иной направленности экономической политики, расширения свободы предпринимательства, создания инвестиционных условий, в т.ч. для количественного роста малых предприятий. Однако их количество сокращается.

В рамках структурной политики либерализация провалилась на всех трех уровнях. Во-первых, крупные промышленные предприятия не испытали заметных институциональных преобразований. Поэтому частные инвестиции в этот сектор все еще невозможны, особенно с учетом подхода к оценке стоимости белорусских предприятий. Во-вторых, падает доля корпоративного бизнеса в сфере малого и среднего предпринимательства. Условия входа на рынок в этом секторе по-прежнему ограниченны, ведение бизнеса все также не защищено от произвола контрольных органов, а выход с рынка сопровождается такими издержками, что процедура закрытия предприятия растягивается на годы. Никаких серьезных решений в интересах развития корпоративного бизнеса не принято. Усилилось напряжение в сфере индивидуального предпринимательства, переток в этот сектор из корпоративного сектора приостановился.

"Цивилизационная" волна со стороны органов госуправления, подорвав мелкорозничную торговлю, выявила истинные мотивы давления на частный сектор -- перевести индивидуальных предпринимателей на корпоративный учет, понуждая к регистрации фирмы, увеличению налоговых отчислений.

Оксана КУЗНЕЦОВА