Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Либерализации хозяйственных отношений ждать не стоит

В следующем году государственное регулирование отечественной экономики не только не ослабнет, но еще и усилится, такой вывод можно сделать на основании итогов совещания у главы государства, посвященного рассмотрению основных программных документов на 2005г...
В следующем году государственное регулирование отечественной экономики не только не ослабнет, но еще и усилится, такой вывод можно сделать на основании итогов совещания у главы государства, посвященного рассмотрению основных программных документов на 2005г. Продолжающееся "ручное" управление экономикой, может, и позволит выполнить намеченные правительством валовые показатели ее развития, но закрывает для нашей страны перспективу создания рыночного и более эффективного хозяйственного механизма, комментируют происходящее независимые эксперты.

Президент поручил правительству в течение 7-10 дней доработать проекты прогноза социально-экономического развития страны на 2005г., бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики, информирует пресс-служба главы государства. По мнению Александра Лукашенко, планы на следующий год должны быть более "напряженными", ибо мы "так раскрутили экономику, что в будущем году, не напрягаясь, можно достичь еще более существенного увеличения ВВП". В то же время ряд негосударственных аналитиков утверждает, что экономическая система, которая будет построена с учетом всех требований Президента, будет очень неустойчивой. Сомнения в том, что удастся выполнить все, что значится в ранее принятых программных документах, высказывают и некоторые государственные эксперты.

Правительство "на основе анализа экономической ситуации в целом и прогнозных проектировок отраслей и регионов" запланировало рост ВВП на 7,5-8,5%. В ближайшее время государственным стратегам придется перепланировать следующий год так, чтобы прирост упомянутого показателя составил 9-10%. Подтягивание этого интегрированного показателя, естественно, приведет и к увеличению планов по промышленному и сельскохозяйственному производству, изменению параметров бюджета. Напомним, что правительство "в первом подходе" к плановым документам рассматривало три варианта развития - минимальный, максимальный и оптимальный. Трезво оценив возможности и прислушавшись к мнению с мест (где и придется создавать эти показатели), остановилось на оптимальном. Следует предположить, что и в этом случае предприятиям было бы не сладко. "НЭГ" располагает информацией о том, что в отдельных регионах республики местные власти стали доводить плановые показатели успешно работающим частным компаниям. Уже есть прецеденты, когда отказ руководителей последних от выполнения доведенных планов грозит им увольнением по инициативе не имеющего там ни копейки собственности исполкома.

Помимо этого "ожидается ужесточение темпов девальвации белорусского рубля при одновременном увеличении допустимого роста денежной массы, что необходимо для обслуживания возрастающего прогноза роста ВВП. Планируется также ужесточить прогнозируемое снижение ставки рефинансирования Нацбанка", пишет Интерфакс. Предложенный правительством вариант основных направлений денежно-кредитной политики предусматривал, что обменный курс белорусского рубля к российскому снизится максимум на 2,4% до 77,65 руб. к 1 января 2006г., к доллару США максимальная девальвация составит 3,3% в год до 2275 руб. В проекте планировалось, что количество денег "на руках" и текущих счетах в 2005г. вырастет на 21-24%, а ставка рефинансирования снизится до 9-12% годовых. Стоит предположить, что "ужесточение" изменит эти показатели. В то же время отечественные финансисты говорят об отрицательном влиянии на устойчивость нашей денежно-кредитной системы уже имеющейся на сегодняшний день ставки рефинансирования (и без того низкой). Стабильный обменный курс при росте затрат и, соответственно, цен не выгоден в первую очередь экспортерам.

Не подлежит сомнению и изменению только курс на рост заработной платы до 250 USD к концу следующего года. Причем Президент категорически отверг "рыночный" путь ее повышения. Напомним, что ранее (см. НЭГ № 46 за 2004-06-22г.) государственные эксперты таковым называли рост заработной платы населения за счет ликвидации (или хотя бы уменьшения) перекрестного субсидирования. В этом случае белорусы не стали бы ни богаче, ни беднее, но в действие вступили бы многие механизмы рыночного регулирования, которые положительно повлияли бы на эффективность хозяйствования традиционно дотируемых отраслей. "Выходит, что мы одной рукой даем зарплату, а второй забираем ее", перевел А.Лукашенко смысл этих манипуляций на понятный язык и резюмировал "пусть у населения больше денег останется". Естественно, что, выполнив распоряжение Президента не допустить рост цен на услуги ЖКХ более чем на 4-5 USD, выйти на ранее планируемые 70% покрытия затрат на услуги ЖКХ населением, не представляется возможным.

В связи с этим велика вероятность раскручивания инфляции, прогнозируют многие эксперты, уровень которой отечественным стратегам хотелось бы сохранить в пределах 8-10%.

Кроме того, не так все безоблачно с доходами населения по итогам пятилетки даже в случае роста заработной платы в намеченных рамках. "Не будет выполнен ряд показателей, характеризующих соотношение базовых элементов в структуре доходов населения", поделился с Интерфаксом итогами расчетов правительства эксперт в органах госуправления. Речь идет о соотношении тарифной ставки первого разряда и бюджета прожиточного минимума (БПМ), которая в соответствии с планом пятилетки должна в 2005г. достичь 120%. Фактически, утверждает эксперт, оно сложится лишь на уровне 40%. Даже с учетом использования корректирующих коэффициентов (1,8 и 1,1) это соотношение в 2004г. может составить 62,3% в 2005г. - 78,9-79,5%.

Выйти на плановые показатели можно, если повысить в 2004г. тарифную ставку первого разряда до 124,3 тыс. руб., а в 2005 - до 166,2-169,2 тысяч, но сделать это не позволяют возможности бюджета и финансовое положение предприятий реального сектора, поясняет эксперт.

Не удастся выполнить и показатели характеризующими обеспеченность пенсионеров: соотношение среднего размера пенсии по возрасту и средней заработной платы (48% по плану пятилетки и 43% по прогнозу на следующий год)) и минимального размера пенсии по возрасту и БПМ (100% и 80% соответственно).