$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЛЬГОТНЫЕ КРЕДИТЫ И ГАРАНТИИ ДЛЯ АПК

24.06.2011

Поддержка села остается в числе главных приоритетов государства. Но если до сих пор основным ее источником был бюджет, то теперь пришла очередь коммерческих банков. В соответствии с Указом от 20.06.2011 № 256 «О дополнительных мерах по реализации государственных программ в области сельского хозяйства» банкам предлагается выдавать в 2011–2015 годах льготные кредиты в белорусских рублях сельхозорганизациям для строительства, реконструкции, капитального ремонта, модернизации и технического переоснащения производственных объектов, предусмотренных отдельными программами в области сельского хозяйства.

Данные кредиты будут выдаваться на срок, не превышающий срок окупаемости перечисленных в Указе объектов, согласно разработанным бизнес-планам (но не более чем на 12 лет) с уплатой процентов за пользование кредитами в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной не более чем на 3 процентных пункта. К Указу прилагается перечень из 9 госпрограмм, на финансирование которых могут направляться кредиты. По пяти из них возмещение части процентов за пользование кредитами составит не более 50% ставки рефинансирования Нацбанка, а по остальным — 100%.

Для обеспечения выполнения обязательств по погашению кредитов банкам при отсутствии у организаций иных способов обеспечения исполнения обязательств по кредитам могут предоставляться гарантии на основную сумму долга правительством РБ (для заемщиков — госпредприятий, обществ с долей государства и их дочерних унитарных предприятий) и местными исполнительными и распорядительными органами (для заемщиков, имущество которых находится в коммунальной собственности, организаций, доли (акции) в уставных фондах которых принадлежат административно-территориальным единицам, а также иных организаций, в т.ч. негосударственных, расположенных на территориях соответствующих административно-территориальных единиц). При этом за предоставление указанных гарантий взимается плата в размере 0,01% суммы кредита. Одновременно планируется предусмотреть в республиканском и местном бюджетах соответствующие средства для исполнения гарантий.

По сути, такая форма господдержки создает новый виток эмиссионного кредитования АПК. Правда, Указом № 256 правительству поручается начиная с 2012 г. обеспечить увеличение (образование) доли Республики Беларусь в уставных фондах хозяйственных обществ на сумму возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, названными в Указе, и передачу выпущенных акций в собственность государства. Но вряд ли такие акции станут ликвидным обеспечением белорусского рубля в нынешних условиях.

В Указе № 256 не определены конкретные банки и суммы выдаваемых ими кредитов. Так что внести свою лепту в поддержку АПК сможет любой коммерческий банк, обладающий необходимыми ресурсами.

Между тем сельхозпредприятия продолжают накапливать долги. Так, по данным Белстата, на 1.05.2011 г. их кредиторская задолженность достигла 13 752,4 млрд. Br — на 29,8% больше, чем на 1.05.2010 г., а задолженность по кредитам и займам — 17 563,2 млрд. — на 27,3% больше, чем годом ранее. При этом на 1.05.2011 г. на долю организаций АПК приходилось 35,1% просроченной республиканской кредиторской задолженности — 2 418,9 млрд. Br, и 48,4% просроченной задолженности по кредитам и займам (550,3 млрд. Br) — на 31,4% больше, чем на 1.05.2010 г. Списывать эти долги в очередной раз государство не собирается. Зато в соответствии с Указом № 256 государственные гарантии предоставляются организациям АПК без учета их задолженности перед бюджетом и кредитам банков. Смогут получить такое обеспечение даже те, кто ранее не выполнил свои обязательства по исполненным гарантиям правительства и местных органов власти. Более того, в отличие от обычной практики господдержки льготное кредитование в рамках Указа № 256 будет осуществляться без учета требований, предусмотренных в п. 3 Указа Президента от 28.03.2006 № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям». Напомним, этот пункт требует наличия в проекте решения об оказании господдержки основных показателей, достижение которых является условием ее оказания, включая темпы роста объемов производства, рентабельность и т.п., а также ответственных за их исполнение должностных лиц.

Роман КУНИЦКИЙ