$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Льготная «форточка» скоро захлопнется

08.12.2006

Туристические компании не смогли воспользоваться льготой, предоставленной им Указом Президента № 371, одна из норм которого разрешала до 1 января 2007 г. ввозить туристические автобусы стандарта Eвро-3 без уплаты таможенной пошлины. Восемь автобусов, ввезенных в страну, до потребителя так и не дошли. Их не зарегистрировали в ГАИ по причине тонированных стекол.

Директор департамента по туризму Минспорта Виктор Янковенко комментировал ситуацию неохотно: «Время покажет… Еще почти месяц», — но в итоге признался: «Мы ожидали большего…».

В департаменте по туризму на этот указ возлагали большие надежды. «Мне бы хотелось, чтобы этой нормой сполна воспользовались наши турфирмы», — говорил В.Янковенко вскоре после выхода указа. Теоретически так оно и должно было быть. Льгота реально удешевляла туристические автобусы на 25%. На практике все вышло иначе.

Во-первых, даже с льготой эти автобусы для турфирм дороговаты, говорит заместитель директора департамента по туризму Игорь Лях. Еще более осложнило ситуацию появление (после согласования с ГТК) в проекте указа одной уточняющей формулировки: товары, ввезенные по указу, являются «условно выпущенными». Иными словами, владельцы автобусов имеют право их продать, только уплатив все положенные таможенные пошлины.

Во-вторых, даже ввезенными в страну автобусами воспользоваться невозможно — их не регистрируют в ГАИ из-за… тонированных стекол. «Дело в том, что туристические автобусы класса Евро-3, как правило, имеют тонированные стекла салона (не водительские)», — подтвердил И.Лях. Что касается запрета тонировки стекол в легковых авто — это понятно, но почему то же самое распространяется и на туристические автобусы, недоумевает он. В ГАИ «ЭГ» пояснили, что в Беларуси тонировка стекол запрещена для всех транспортных средств (в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента № 551). Горе-владельцам привезенных автобусов там рекомендуют либо менять стекла, либо везти их обратно. На возражение корреспондента, что в Европе все туристические автобусы с тонировкой — и ничего, в отделе регистрации ГАИ парировали — мол, это у них, а у нас свои законы.

Таким образом, турфирмы, решившие воспользоваться нормами указа, только приобрели новую проблему. К тому же в большинстве своем стоящие сегодня «под забором» автобусы были приобретены ими в кредит.

«Еще когда этот указ был проектом, я сказал, что он ничего не даст, — говорит директор туристической фирмы «Подевюс» Виктор Повзун. — Дело в том, что бэушный автобус 2001 года стоит 120-160 тыс. EUR. Плюс 18% НДС и 5% оформление в ГАИ. С учетом того, что в год (при хороших обстоятельствах) автобус приносит 15-20 тыс. USD прибыли, это сколько его придется оправдывать? В кредит или лизинг взять, конечно, можно, но будет тяжеловато. Вообще, эти автобусы могут купить только пару фирм — не больше». Обновить свой автопарк «Подевюс» тоже не прочь: «Но как посчитаем — никак».

Вариант с приобретением МАЗовских туристических автобусов турфирмы также считают не самым удачным решением вопроса. «Мы сумели убедить первых лиц страны, что декларируемое МАЗом намерение обеспечить всех новыми автобусами пока не имеет под собой реальной почвы, и ближайшие как минимум 2-3 года мы не сможем пользоваться их продукцией. Главным образом из-за отсутствия сервиса за рубежом», — заявил по этому поводу на одной из пресс-конференций начальник департамента по туризму В.Янковенко.

«Да и стоит он не так уж и дешево», — уточнили «ЭГ» в одной турфирме. Новый туристический автобус «МАЗ-251» международного класса (Евро-3) стоит 240 тыс. USD без НДС.

Проблема «автобусного пункта» Указа № 371 в Минспорта пока никак не решается, хотя времени до конца беспошлинного периода осталось совсем мало. Минспорта советует турфирмам писать запросы в МВД…

Инесса ГЕРМАНЧУК