$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Льгота в одни ворота

19.02.2010

Комиссия Таможенного союза определила перечень предприятий, которые смогут ввозить комплектующие для сборки автомобилей, уплачивая пошлину по льготной ставке. Формально все они находятся в равных условиях — не считая сугубо рыночных факторов, разного состояния автомобильной промышленности и уровня его поддержки.

Ввозить автокомпоненты в режиме промышленной сборки на территорию стран Таможенного союза, уплачивая льготную пошлину (0–5%), смогут 20 компаний. Среди них белорусское СП ЗАО «Юнисон» (Samand), казахская «Азия авто» (Shkoda, Chevrolet), российские «Ижавто», УАЗ, четыре подразделения «Соллерс», «АвтоВАЗ», ГАЗ, «Автофрамос», «Фольксваген груп рус», «Ниссан мотор рус», «Тойота мотор мануфэкчуринг Россия», «Дженерал моторз авто», «Форд мотор компани», «Объединенные транспортные технологии» и «Максус», «Группа химэкс» и «Хендэ мотор СНГ».

Под «промышленной сборкой» в соответствии с приказом Минэкономразвития, Минфина и Минпрома РФ от 15.04.2005 № 58н понимается система серийного производства на основе техпроцессов, обеспечивающая проектные производственные мощности предприятия не менее 25 тыс. единиц в год при двухсменном режиме работы, и полный производственный цикл (сварка, окраска и сборка кузова; монтаж оборудования салона; монтаж силового агрегата, рулевого механизма, передней и задней подвески, выпускной системы; электрооборудования, элементов подвески и экстерьера; контрольные испытания готовых машин). Уровень локализации производства должен составлять не менее 30% в течение трех лет. Эти условия перенесены в соглашение по Таможенному союзу. Кроме того, автопроизводитель обязуется импортировать автокомпоненты в объеме не более 70% их общей стоимости.

Предприятие, производящее не менее 5 тыс. автомобилей в год, также сможет импортировать детали по льготной ставке, но до 1.07.2010 г. должно заключить соглашение с Минэкономразвития, Минфином и Минпромторгом о выходе на производство не менее 25 тыс. штук и локализации не менее 30%, иначе потеряет место в перечне льготников, сообщают российские «Ведомости» со ссылкой на сотрудника комиссии Таможенного союза.

Список формировался экспертной группой стран Таможенного союза, в который входили представители профильных министерств. При этом в перечень не попал ряд компаний, работающих в России, в частности, Mitsubishi и PSA Peugeot Citroen, чей завод в Калуге мощностью 160 тыс. машин в год открывается в марте. С другой стороны, в списке есть компании, заключившие договоры о промсборке до 2007 г., но до сих пор так и не начавшие производство (например, «Максус»), но обещавшие исправиться в срок.

Таким образом, Россия снова навязала партнерам по Таможенному союзу свои правила игры. Они делают маловероятным перенос сборки мировых автобрендов в Беларусь или Казахстан, и исключают возможность предоставления таможенных льгот предприятиям, занимающимся крупноузловой сборкой. Им придется закупать узлы у российских компаний или платить обычные ставки таможенных пошлин за ввоз компонентов, что сделает такой бизнес заведомо нерентабельным. К тому же до кризиса Россия успела заключить 27 соглашений о сотрудничестве со всеми крупнейшими мировыми автопроизводителями, из которых 16 уже действует. Например, СП, созданное с участием Fiat и «Соллерса», намерено выпускать с 2014 г. до 500 000 автомобилей в год. При этом такая фора в сочетании с емкостью российского рынка, значительно превышающей белорусский и казахский, делает для нас призрачными надежды на собственное производство легковых автомобилей. К тому же антикризисная программа правительства РФ, предусматривающая механизм субсидирования приобретения новых автомобилей в счет утилизации старой техники (субсидии до 50 тыс.RUB, общий размер выделяемых средств бюджета — до 11,05 млрд. RUB), прямые субсидии автопрому и другие меры могут быстро оживить российский рынок (по оценке Ассоциации европейского бизнеса — со II полугодия 2010 г.), делая его еще более привлекательным. А шансы Беларуси на создание масштабного легкового автопрома — наоборот.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА