$

1.9382 руб.

2.3128 руб.

Р (100)

3.3656 руб.

Ставка рефинансирования

11.50%

Инфляция

-0.10%

Базовая величина

23.00 руб.

Бюджет прожиточного минимума

197.57 руб.

Тарифная ставка первого разряда

31.00 руб.

Мнения

Летние страсти: от электронных счетов-фактур к деноминации

10.06.2016

Сегодня главной заботой в бухгалтериях белорусских предприятий является подготовка к началу работы с электронными счетами-фактурами и деноминацией. О том, как идет этот процесс и чем обернутся очередные новшества для бизнеса, мы беседуем с руководителями предприятий, специализирующихся на организации и автоматизации бухучета: директором ЧУП «ВНЕШАУДИТ» Екатериной ОНОШКО, директором «Аутсорсинговой экономической компании» Диной СТАРОВОЙТОВОЙ и заместителем директора ОДО «ЮКОЛА-ИНФО» Ольгой КУЗОВЧИКОВОЙ.

– В Беларуси электронные счета-фактуры вводятся сразу и для всех. С какими другими проектами это можно сравнить? Соответствует ли такое решение мировой практике?

Е.Оношко: Не совсем соответствует. В России и Казахстане аналогичные проекты заняли не один год. При этом все начиналось с добровольного применения электронных счетов-фактур (ЭСЧФ), причем с гораздо меньшей информативной нагрузкой. Например, в Казахстане одним из определяющих факторов признается рациональность. Там субъекты хозяйствования были практически готовы к введению электронных счетов-фактур, поскольку налоговая отчетность уже сдается в электронной форме. Так что речь шла именно об упрощении документооборота компаний, тем более что больше всего бумажных документов используется во внешнеторговых сделках. Видимо, в Казахстане такие вопросы обсуждаются с бизнесом до начала разработки глобальных проектов, которые так существенно влияют на хозяйственную деятельность.

 

Д.Старовойтова: В Рос­сии, как и в ряде других стран, именно счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению. Воз­можность оформлять элект­ронные счета-фактуры в России появилась с июня 2011 г. с выходом приказа Минфина РФ от 25.04.2011 № 50н. Но плательщики до сих пор вправе сами выбирать, пользоваться ими или по-старому выписывать счета-фактуры на бумаге.

У нас же они от счетов-фактур по НДС отказались еще в 2010 г. Тогда это решение рассматривалось как важный шаг на пути упрощения ведения бизнеса.

В Австрии электронный документооборот введен только в отношении узкого круга хозяйственных операций. Правда, те, кто не хочет пользоваться электронным документооборотом, уплачивает специальный сбор. В Эстонии не требуется подписание передаваемых документов электронной цифровой подписью. Обязательно только акцептовать ЭСЧФ, причем время на акцепт не ограничено. Замечу, что на создание комплексной системы электронного обмена данными в Эстонии ушло 2 года. Зато там создаются и принимаются в электронном виде 17 первичных документов и можно оперативно добавлять новые.

 

О.Кузовчикова: По охвату субъектов хозяйствования проект ЭСЧФ можно сравнить с персонифицированным учетом (ПУ). Но в ПУ значительно меньше информации и понятно ее назначение. При этом ПУ внедрялся последовательно. В начале не­сколько лет отчеты сдавались на дискетах и в бумажном виде. Первый опыт работы с электронной цифровой подписью на общем сервере данных предприятия получили с введением электронного декларирования. Но оно тоже сначала было добровольным, по крайней мере, в соответствии с законодательством. ЭСЧФ отличается своей глобальностью: они охватывают сразу всех. Поэтому очень важно, чтобы исполнители и пользователи хорошо представляли себе, как этот проект будет развиваться, каковы его цели и возможности.

Существует ли тестирование применения ЭСЧФ в организациях?

Е.Оношко: Централизованного тестирования не было организовано. Доступ к порталу открыли в мае 2016 г., но мало кто смог войти в систему.

Д.Старовойтова: Тестирование ЭСЧФ спущено непосредственно на плательщиков, которые, в ущерб бизнесу, занимаются тестированием разработки. Но любые дополнительные расходы сегодня очень болезненны для предпринимателей. Почему было не провести тестирование на группе предприятий (например, подакцизных) для выявления недоработок и ошибок и для создания типового (базового) решения под каждую ситуацию? Тем более что в проекте постановления «Об установлении формы и формата электронного счета-фактуры и о некоторых вопросах порядка его создания (в т.ч. заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения» эти типовые ситуации описаны (продавец, застройщик-заказчик, посредник, комиссионер и т.д.). Но регулятор пошел иным путем: «даешь ЭСЧФ 1 июля – и за ценой не постоим».

Не слишком ли много потрясающих перемен в жизни страны? Бизнес и так регулярно испытывает встряски из-за регулярных мер по усилению государственного контроля. Если бы для разнообразия предложили реформу в виде реального ограничения сферы контроля с направлением сэкономленных ресурсов на поддержку экономики вообще и малого бизнеса в частности. Эффект, скорее всего, был бы не хуже, в т.ч. в виде роста поступлений в бюджет.

О.Кузовчикова: Официального сообщения о передаче разработки на тестирование не было, получили «приглашающее к тестированию» письмо. Со своими партнерами договорились о взаимном тестировании и проводили работы. Заметили, что в апреле–мае что-то изменялось на портале и в форме ЭСЧФ, но, насколько организации в таком режиме смогли максимально протестировать разработку до ее передачи в эксплуатацию с 1 июля, станет ясно с наступлением этой даты.

Какие предварительные выводы можно сделать по итогам тестирования?

Д.Старовойтова: Главная трудность может быть в июле и августе, когда все организации одновременно начнут работать на портале. Хочется верить, что ответственный исполнитель по работе с ЭСЧФ не будет получать зарплату только за то, чтобы рассматривать «крутящееся колесико» («ждите и вам ответят») на экране монитора. Оперативные задачи главных и остальных бухгалтеров никто не отменял, но их время и силы будут отвлечены на ЭСЧФ и деноминацию. Так что эффективность и качество работы бухгалтерий в июле вызывает серьезную тревогу. А ведь это месяц квартальных отчетов. Не все функциональные сервисы в системе ЭСЧФ были доступны для тестирования. Есть вероятность, что по итогам отчетного периода за III квартал НДС придется считать по-старому в 1С или в Excel, а затем вносить данные в таблицы электронной формы НДС.

Все эти проблемы могли быть решены иначе – продуманно, пошагово и комплексно. В нашей стране есть великолепные IT-специалисты, но напрочь отсутствует институт внедрения продуктов, который надо развивать, раз государство проводит такие глобальные проекты автоматизации.

О.Кузовчикова: Без знания стратегии проекта можно только гадать, зачем заполнять табличную часть в ЭСЧФ, кто и что с этим будет делать? Эту информацию необходимо хранить, а ее объем будет неимоверно разрастаться из месяца в месяц. Как будет обеспечено хранение этой информации или о таком понятии, как «коммерческая тайна», уже можно забыть? Бизнес пока теряется в догадках.

Коснулось ли введение ЭСЧФ оптимизации процессов и документооборота в организациях?

Е.Оношко: Сейчас можно говорить только о появлении еще одного документа. Естественно, его оформление – дополнительная нагрузка, затраты времени, сил и средств. Ведь никто не отменяет обязанность применять накладные ТТН и ТН, акты сдачи-приемки работ и услуг и т.п.

Д.Старовойтова: Документооборот увеличился на избыточную для бизнеса, но очень объемную электронную форму – ЭСЧФ. При этом внесенные в него данные дублируются из бумажных первичных документов. Большое количество полей, подлежащих заполнению, свидетельствует о том, что ручной ввод будет довольно трудоемким – по крайней мере, пока не решится задача автоматической выгрузки данных из бухучета. Дополнительная нагрузка – проверка загруженных данных.

О.Кузовчикова: При внедрении ЭСЧФ организациям придется оптимизировать свои процессы, выделить сотрудников для работы с ЭСЧФ. Скажем, сегодня накладные могут выписывать не только в бухгалтерии, но и продавцы, сотрудники отдела сбыта или склада. Теперь же придется уточнить, кому дать полномочия на работу с ЭСЧФ и сколько покупать ЭЦП. При этом каждый ключ обойдется в 800 тыс. Br. Чем крупнее предприятие, тем больше ключей понадобится, а это дополнительные затраты. Скорее всего, брать новых работников только на ЭСЧФ нерационально. Значит, придется перераспределять функции, перестраивать бизнес-процессы, нести расходы на обучение сотрудников.

Достаточно ли понятна и трудоемка для пользователей работа с ЭСЧФ на портале? Проводилось ли обучение работе или наши бухгалтеры тоже достаточно быстро осваивают новинки IT самостоятельно, методом «тыка»?

Е.Оношко: Многие отмечают неготовность программистов и специалистов к переходу на ЭСЧФ. Никто еще не знает, как это будет работать на практике, и не у всех есть возможность формировать ЭСЧФ из бухгалтерской программы. Месяц на тестирование (июнь) – это явно недостаточный срок для внедрения проекта во всех организациях страны. Некоторые бухгалтеры сообщают, что в июне налоговая приглашает их на семинары или обучение по работе с ЭСЧФ, а с 1 июля уже нужно применять знания на практике – срок недостаточный. Предприниматели ждут от правительства создания таких условий для хозяйствования, чтобы и свой бизнес дальше развивать, и налоги с него платить. Развитие только контроля (как ЭСЧФ видится предпринимателями) не поможет существенно пополнить бюджет страны. С точки зрения функции контроля МНС – ЭСЧФ хорошая идея, но только сейчас не время отвлекать силы бизнеса на создание благоприятных условий для контролирующих органов.

Давно уже время дать бизнесу больше «воздуха» и свободы для того, чтобы подняться кому с колен, а кому и со дна. Самым лучшим решением было бы ввести поэтапный переход, например с 1 июля 2016 г. – добровольное применение ЭСЧФ по согласованию с контрагентом, а с 1 января 2017 г. – обязательное для всех. И не применять мер ответственности, пока система не будет отлажена.

Д.Старовойтова: Пока существует только проект инструкции по ЭСЧФ. Впрочем, у нас многие по привычке инструкции не читают и пытаются все осваивать методом «тыка». В основном встречаются два вопроса: где в системе «F1» и кнопка «быстрое освоение»? Надо отдать должное: наши бухгалтеры и аудиторы – очень ответственные люди. Они активно посещают семинары, обмениваются в тестовой базе своими проблемами, сами ищут рациональные решения. Главный вопрос, на который до сих пор нет ответа: какова стратегия разработчика (МНС) относительно заполнения табличной части ЭСЧФ?

Какие затраты несут предприятия в связи с внедрением системы ЭСЧФ? Идет ли речь только о единовременных расходах или потом будут дополнительные и постоянные?

Е.Оношко: Белорусский союз предпринимателей и нанимателей им. М.С. Кунявского попытался получить ответ на этот вопрос. В основном затраты предприятий зависят от количества покупателей, наличия компьютеров и интернет-связи и их соответствия условиям работы с ЭСЧФ. Добавим сюда неизбежные дополнительные услуги программистов. По данным БСПН, разовые затраты на начальном этапе внедрения колеблются в разных компаниях от 24 до 106 млн. Br. Кроме того, затем будут постоянные затраты в связи с использованием ЭСЧФ – от 9 до 30 млн. Br в месяц. Стоимость услуг IT-компаний оценить сложнее, но их представители признают, что цена вопроса на начальном этапе работы с ЭСЧФ – не менее 14–40 млн. Br и выше, а потом еще ежемесячное обслуживание.

Д.Старовойтова: Добавьте сюда расходы на дополнительный персонал. Даже в небольших компаниях для работы с ЭСЧФ придется нанимать от 1 до 3 человек, а для средних – еще больше. Расходы на их зарплату, отчисления на социальное страхование, обучение, оборудование рабочих мест, программное обслуживание, услуги связи, Интернет – все это ляжет на себестоимость. Так что об ее 25-процентном сокращении не приходится и мечтать.

На создание каждого отдельного рабочего места требуется примерно 760 USD. Это единовременные расходы, а думать потом, «пошел ли бизнес», уже не приходится. Помимо этих расходов еще придется платить за ЭСЧФ (на данный момент стоимость неизвестна).

В придачу, придется договориться с контрагентами, чтобы не срывать взаимные сроки выставления и подтверждения ЭСЧФ, что особенно актуально в первые месяцы внедрения. Иначе НДС, начисленный за отчетный период, придется уплатить в полном объеме без вычета «входного» НДС, несмотря на наличие накладных, оформленных в установленном порядке.

Проект ЭСЧФ далеко не благотворительный. Государство потратило значительные бюджетные средства и хочет компенсировать их за счет плательщиков. Но бизнес все перечисленные расходы может компенсировать, только заложив их в цены. Можно ли это сделать в нынешних условиях, не теряя объемы и клиентов, – большой вопрос. Так что обществу в целом усиление налогового контроля обойдется недешево.

Как повлияет внедрение ЭСЧФ на ситуацию с оборотными средствами в организациях? Какую помощь здесь может оказать государство?

Е.Оношко: Для каждой компании – по-разному. Но для бизнеса в целом – это дополнительные затраты на обслуживание системы для контролирующих органов. Если данная система так необходима государству, оно и должно было либо финансировать ее создание, либо предложить бизнесу адекватную компенсацию. Например, путем уменьшения налога по НДС или налога на прибыль на сумму понесенных затрат, отмены указов № 178 (или хотя бы нераспространения его действия на организации частной собственности) и № 488, поскольку с введением ЭСЧФ прозрачность сделок фактически гарантирована.

Д.Старовойтова: По-видимому, финансовые проблемы предприятий только усилятся. В условиях падения спроса, дороговизны кредитов и массовых неплатежей значительные разовые расходы на непроизводственные цели, которые не только не приносят доход, но и неизвестно когда окупятся (если окупятся вообще), – дорогое удовольствие для бизнеса. К тому же бланки накладных ТТН-1, ТН-2 все равно придется покупать. Контроль и еще раз контроль…

Поэтому было бы очень радостно услышать от правительства рекомендации по увеличению оборотных средств организаций на приемлемых условиях, что способствовало бы увеличению реальных доходов и росту налогооблагаемой базы, не только по НДС.

Можно ли рассчитывать, что внедрение ЭСЧФ и деноминация не приведут после 1 июля к серьезным трудностям в работе предприятий?

Е.Оношко: Как раз серьезные трудности и надо было предупредить. Все доработки в связи с внедрением ЭСЧФ и деноминацией требуют финансовых расходов на программиста (своего или привлеченного), увеличатся трудозатраты работников бухгалтерии и других служб, связанных с учетом. Есть проблемы с подписанием ЭСЧФ в отдаленных населенных пунктах и индивидуальными предпринимателями. Причины тут могут быть разными: отсутствие Интернета, плохая связь и т.п.

Д.Старовойтова: Масштаб трудностей будет зависеть от размеров предприятия, видов деятельности, структуры управления, степени оптимизации бизнес-процессов и автоматизации учета. Напряжение увеличивает и необходимость проведения работ, связанных с деноминацией. Ведь надо провести инвентаризацию, перестроить ПО, кассовое оборудование. Все это тоже требует внимания и адаптации, особенно к новым деньгам. Насколько серьезные усилия тут потребуются, точно можно будет сказать только в июле.

О.Кузовчикова: Пик трудностей видится с конца июля до 5 августа, когда наступит первый срок сдачи ЭСЧФ. Здесь можно только надеяться на лучшее и рекомендовать предприятиям вовремя подготовиться: проверить оргтехнику и связь, работу с ЭСЧФ на портале, оптимизировать работу бухгалтеров, определить исполнителей, попытаться минимизировать расходы.

На какой положительный эффект от перехода на ЭСЧФ могут, на ваш взгляд, рассчитывать организации – плательщики НДС?

Е.Оношко: На данном этапе не находится существенных критериев для оценки положительного эффекта для предприятий и, особенно, для добросовестных налогоплательщиков. По оценке МНС, будут минимизированы риски по полноте и своевременности уплаты НДС, а также добросовестный плательщик налогов (пользователь системы электронных счетов-фактур по НДС) будет в автоматическом режиме уведомляться о том, что он готов совершить сделку с организацией, отнесенной по установленным критериям к числу лжепредпринимательских структур. Но с этим можно не согласиться, т.к. добросовестный налогоплательщик не будет работать со лжеструктурами и сам в полном объеме уплачивает НДС. В других странах эффект для всех предприятий состоял в первую очередь в замене бумажного документооборота на электронный, у нас же ЭСЧФ – дополнительный документооборот. Эффект надо считать в цифрах. Было бы интересно увидеть экономическое обоснование внедрения ЭСЧФ.

Д.Старовойтова: Бизнес рассчитывает на отмену бумажных товарных накладных – переход на электронные документы. Решение в части перехода на электронные товарные накладные (давно предлагаемые бизнесом) – такой положительный эффект коснулся бы всех организаций и бюджета страны тоже (снижение себестоимости за счет сокращения расходов на БСО). Государство обязуется на словах (будет хорошо, если и на деле) развивать и поддерживать предпринимательскую инициативу. Только в Республике Беларусь оформление товарных операций (отгрузка, транспортировка, перемещение) субъекты оформляют на платных БСО со степенями защиты. Нам есть чем гордиться! Мы единственная страна в мире, в которой для того, чтобы что-то продать, необходимо сначала купить бланк с максимальной степенью защиты (что и от кого до сих пор защищаем – не ясно)...

Какой положительный эффект от перехода на ЭСЧФ видится для экономики страны в целом?

Е.Оношко: Очень хочется ошибиться в неблагоприятном прогнозе, но внедрение ЭСЧФ в настоящее время в полном объеме на всех или большинстве предприятий и при существующей экономической ситуации может значительно обострить проблему дефицита оборотных средств, связанную в т.ч. с обязанностью начисления и уплаты НДС «по отгрузке» независимо от поступления платежей от покупателя.

Д.Старовойтова: Не зная стратегии проекта ЭСЧФ, трудно оценивать его эффект. Пока очевидно только, что внедрение затянется надолго. Вряд ли получится быстро пополнить бюджет. Положительным эффектом можно считать разве что увеличение рабочих мест и выручки IT-компаний и неизбежную, хотя и искусственную, всеобщую автоматизацию бухгалтерского учета. Ведь тем, кто до сих пор по старинке пользуется бумажными регистрами, придется поневоле переходить на программный учет.

Заодно бухгалтерам придется повысить квалификацию и умение пользоваться Интернетом, освежить в памяти нормы главы 12 НК, посвященной НДС. В компаниях обновится парк компьютеров и бухгалтерских программ, добавятся сотрудники – ведь выписка ЭСЧФ открывает новый фронт работ.

В то же время субъектам хозяйствования придется вносить коррективы в свои планы движения денежных потоков и обеспечения оборотными средствами, так как с внедрением ЭСЧФ изменится график принятия к вычету НДС, особенно в первые месяцы, пока будет обкатываться система подтверждения уплаты налога.

О.Кузовчикова: Надеюсь, что бизнесу придется бес­платно, но принудительно кредитовать государственный бюджет не более 2–3 месяцев – исходя из ожидаемых проблем со встречным акцептом НДС. Дальше будет решаться вопрос доверия государству – принятие к зачету подтвержденного НДС за прошлые месяцы.

 

От редакции

Итак, внедрение ЭСЧФ становится для белорусского бизнеса очередным испытанием на прочность. Очевидно, что возможности контроля совершаемых сделок со стороны государства существенно возрастут. Предприниматели до сих пор ничего позитивного в этом не видят. Возможно, в дальнейшем они оценят снижение рисков совершения ошибок и случайного сотрудничества с лжепредпринимательскими структурами, но пока успели оценить лишь то, что понесут немалые дополнительные расходы. А потому они вправе ожидать в качестве компенсации отмены бумажных накладных или хотя бы смягчения требований к оформлению и использованию накладных и иных первичных учетных документов в бумажной форме и, соответственно, снижения, а лучше полной отмены штрафов в этой сфере.

Беседовала Галина КАШЕВСКАЯ


Бухучет: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Мы в соцсетях