Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Летать так летать!

"Боинг" сядет на шею налогоплательщиков
"Боинг" сядет на шею налогоплательщиков

Наши авиаторы осваивают пассажирский лайнер Boeing 737-529. После дорогостоящей и продолжительной учебы белорусские летчики сядут к штурвалу этого чуда авиационной техники. А граждане республики смогут летать на нем с комфортом. Казалось бы, хорошо. Но...

Расчеты по лизингу первого "Боинга" с американской компанией ILFC будут лишь отчасти производиться за счет Белавиа. Правда, руководство гражданской авиации никогда не скрывало ни от общественности, ни от правительства, что полеты на "боингах" будут убыточны. И за эту откровенность мы должны быть признательны. Ведь ущерб от многих масштабных проектов до сих пор выявлялся только после начала их реализации.

В предварительном порядке решить проблему будущей неокупаемости этих перевозок пытались давно. Постановлением Совмина от 2001-03-29г. N 430 поручено Минфину ежегодно при формировании проекта бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год предусматривать в установленном порядке по представлению Госкомавиации (ГКА) средства из республиканского бюджета на финансирование мероприятий Программы развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2001--2005 годы. Следующим пунктом постановления вменялось Минэкономики, Минфину ежегодно при формировании инвестиционных программ предусматривать в установленном порядке выделение из республиканского бюджета средств на финансирование госкапвложений в соответствии с Программой. К сожалению, Программа не публиковалась. Мы можем лишь догадываться, что она не реализуется в необходимом ГКА объеме. Иначе не пришлось бы "для обновления парка воздушных судов национальной авиакомпании "Белавиа" путем аккумулирования финансовых средств всех организаций отрасли и направления финансирования на наиболее перспективные отраслевые инвестиционные проекты" cоздавать еще и государственный внебюждетный фонд гражданской авиации (см. Указ Президента РБ от 2003-10-23г. N 465).

Фонд предлагается образовать "за счет отчислений части (до 50%) прибыли, остающейся в распоряжении подчиненных ГКА авиаорганизаций, амортизационных отчислений, зачисления выручки, полученной от реализации основных фондов, а также отчислений части прибыли субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности, имеющих лицензии Госкомитета по авиации".

Судя по всему, это лишь начало. Рано или поздно убыточный лизинг истощит небогатые отраслевые источники. Есть опасения, что фонду заранее уготовано повышение "звания". C малопочетного "отраслевой" до всеми почитаемого "республиканский". Пора бить тревогу -- у наших авиаторов отказала аппаратура, определяющая принадлежность "свой-чужой". И они вот-вот перепутают свой карман с общественным.

Экономики в затее с "боингами" чрезвычайно мало, хотя экономическое "обоснование" на бумаге, очевидно, существует. Скорее всего, на первом плане амбиции, политика. Допустим, кто-то всерьез считает, что если на нескольких "боингах" появится надпись "Белавиа", то отношение к нашей стране изменится к лучшему.

Информация о том, что принесет нам лизинг "Боинга", весьма скудная. И совсем не потому, что в каждом контракте ILFC оговаривает неразглашение его условий. А потому, что хвастать особенно нечем. Перевозчика главным образом характеризует не то, на чем он возит, а то, сколько он перевозит, как удовлетворяет спрос, какая у него от всего этого прибыль. В этом смысле Аэрофлот был суперкомпанией, не имея ни одного самолета иностранного производства.

Американский литератор О.Генри имеет отношение к РБ лишь постольку, поскольку является отцом собирательного образа "банановой республики". Экономист из него был не то, что писатель. Считал он плохо и за это отсидел 39 месяцев в каторжной тюрьме, так как ревизия недосчиталась 4702 доллара 94 цента в кассе банка, где он работал бухгалтером и кассиром. Тем не менее еще в 1904г. он понятно растолковал всем своим далеким от экономики читателям, что спрос создать нельзя, можно лишь создать условия для спроса. Вы, наверное, помните -- что в забытом Богом медвежьем углу, где все ходили босиком, чтобы создать условия для спроса на ботинки, честные торговцы разбрасывали на тропинках колючки...

У Беларуси сегодня нет никаких таких колючек, которые можно было бы разбросать по европейским аэропортам, чтобы загрузить "наши" "боинги". Трагедия нашей внутренней жизни в том, что большая часть населения "ходит босиком", но кто ее спрашивает, что нужнее -- "ботинки" или "боинги"? Вышел крупный руководитель в курилку, поговорил с "народом" -- председателями и заместителями -- и вскоре распоряжается: "Есть контакт". А люди-то, которые "внизу", ждали батона с маслом!

Сегодня вполне достаточно одного росчерка пера, чтобы возложить на нас новую "святую обязанность". Если фонд станет республиканским, то каждый житель Беларуси будет доплачивать энную сумму каждому пассажиру "Боинга". С миру по нитке -- голому от жилетки рукава! А одетому в костюм за 1000 долларов пассажиру бизнес-класса -- ощутимая дотация от имени непревзойденно щедрого правительства. Такая вот гримаса переходной стадии от социализма.

Ко всему прочему, сделка плохо вписывается в рамки добрососедских и союзнических отношений с Россией. Ведь российская авиапромышленность "не пальцем делана" и уже сейчас в кооперации с западными моторостроителями предлагает более экономичное решение "шумовой" проблемы, чем "Боинг" и прочие "Эйрбасы".

Пресс-службы Белавиа и ILFC оказались не на высоте. Первые обозвали своего партнера International Leasing Finance Corрoration, в то время как он отзывается на International Lease Finance Corрoration. Может, кто-то и не видит в этом разницы, но для специалистов она существенна. Американцы же упорно не хотят замечать развала Советского Союза. Они уверенно пишут, что Минск находится в России. Впрочем, не исключено, что это не столько чванство, сколько "воспоминание о будущем", объясняемое высокой степенью осведомленности о положении дел в РБ.

Справедливости ради необходимо отметить, что в отличие от других приносящих убытки прожектов типа "УП Горснаб", в случае с "Боингом" основной контракт заключили не с какой-нибудь фирмой вроде "Отдай- Деньги-и-Прощай", а с солидной организацией. Поэтому мы можем быть уверены, что после случайной или закономерной просрочки платежа самолет изымут не сомнительные дельцы, а "чистые руки", контролируемые американским правительством. Впрочем, через 5 лет первый "белорусский" "Боинг" все равно безвозвратно изымут (надеемся, что пресс-служба Белавиа точна, именуя данную аренду операционной).

Можно пытаться анализировать и другие плюсы знаменательного события, но они вряд ли перевесят существенный минус, который может образоваться у той подавляющей части народонаселения, которую предполагается использовать в качестве невольных доноров проекта. Добрым 95% населения страны -- что лизинг "Боинга", что "Боинг" лизинга -- равнобедренно! Так что же, радоваться нам или хвататься за голову от очередного оброка? Что ж Белавиа -- она действительно "взлетит" или, наоборот, крепко-накрепко "сядет"? Нам "на шею"... Ждем ответа.