Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Летальный исход

Частная медицина допустила нарушения, за которые ее не обязательно было уничтожать...
Частная медицина допустила нарушения, за которые ее не обязательно было уничтожать

В том, что столичный платный медицинский центр "Нордин" не выживет, уже мало кто сомневается. После отзыва лицензии и попытки отстоять ее в суде предприятие закрыто, медицинские услуги больше не оказывает (осталась только сеть аптек), плюс к тому оштрафовано на 710 млн. Br. А поскольку оно без лицензии не сможет зарабатывать деньги, чтобы рассчитаться по санкциям, то вполне вероятно, что рассчитываться придется оборудованием, зданием. Не исключено, что дело дойдет и до аптек, т. к. медоборудование это предприятие, как утверждают, ввозило со льготами. А это значит, что льготы придется возвращать и в данной ситуации техника, скорее всего, почти "за так" отойдет государству.

28 июля после процесса в ВХС судьбу этого СП разделил медцентр "Экомедсервис", также лишенный в свое время лицензии и оштрафованный на 1240 млн. Br.

Экономические санкции более чем на 1800 млн. Br за нарушения порядка ценообразования и завышение тарифов применены также к центру "Современная микрохирургия глаза".

И поделом, скажет, возможно, кто-то, никогда не посещавший данных лечебных учреждений в силу отсутствия острой необходимости, не лучшего стечения житейских обстоятельств или скромного достатка. А между тем у всех троих уже сложился свой круг постоянных пациентов из так называемого среднего класса. Плюс многочисленные "одно-двухразовые" посетители, которых официальная медицина нередко ставила, ставит и объективно еще долго будет ставить в ситуацию "время - деньги", а то и минус и без того пошатнувшееся здоровье. Они-то, что бы там ни говорили, очевидно, и пострадают больше всех. Жаль, что проверявшие вышеназванных представителей платной медицины Минздрав, Минфин, Минэкономики, МНС, КГК не поинтересовались и второй стороной "медали" - мнением потребителей об уровне, культуре, качестве, приемлемости стоимости платных медицинских и консультационных услуг по сравнению с бесплатными государственными.

Именно в сравнении, потому что оно не в пользу последних. Несмотря на десятилетиями тиражирующиеся одни и те же недостатки, упущения, просчеты, в т. ч. в организации дела, внутренних порядках и беспорядках, госмедучреждения никто не закрывает и не штрафует.

Самые живучие и досадные, отнимающие время, нервы и силы, спутники обслуживания в обычной районной поликлинике в процессе всей жизни человека от первого посещения до последнего - это очереди, очереди, очереди. Засветло - за талонами, которых, как правило, всем не хватает; на анализы и в ожидании их результатов, которые имеют свойство теряться, а в отдельных случаях их надо ожидать до месяца и снова становиться в очередь к регистратуре; по записи к узкому специалисту (не факт, что прием состоится); у кабинета терапевта, где между двух счастливчиков с талонами непременно вклинивается 2-3 льготника, а кроме того существует еще одна очередь бесталонных; на процедуры; на УЗИ, ЭКГ, где свои талоны и очереди; на плановую госпитализацию и много еще куда, нередко по кругу.

Понятно, что все это требует бесконечных хождений, поездок, отпрашиваний с работы, выливается в недовольство начальства, незаработанные деньги и т.д., и т.п. И открытие в ряде так называемых общедоступных поликлиниках дневных стационаров (уколы, процедуры, часто без отрыва пациента от производства) проблему не решает, скорее усугубляет.

Причина такого положения вещей не только во все еще преимущественной бедности нашей официальной медицины, всецело зависящей от бюджета, нехватке "мощностей", допотопнейших и неэффективных формах организации обслуживания, повернутых прежде всего в сторону удобств для медицинского персонала, специализации ряда медучреждений, но и в физической нехватке врачей того или иного профиля. Много лет констатируя проблему, государство так и не провело исчерпывающей ревизии и не определило, сколько же и каких специалистов нужно ежегодно готовить теперь для отечественного здравоохранения. В результате на практике нередки ситуации, когда пациента начинает вести один доктор, подхватывает в качестве досадной дополнительной нагрузки другой, а то и третий с соседнего участка.

Все сказанное относится и к более лояльной и чуткой к своим пациентам детской медицине. А если добавить к этому бесконечные отрывы на повышение квалификации даже специалистов, только что окончивших ординатуру, то становится понятным, почему иные не укомплектованные нужными кадрами поликлиники и другие учреждения отрасли нередко прибегают к призыву на службу своих бывших работников - пенсионеров. Отсюда еще одна видимая даже пациентам проблема - качество медпомощи, медикаменты, традиционный набор которых от раза к разу почти не меняется. Какие-то успешно применяемые в мире препараты до нас еще просто не дошли, а те, что дошли, известны и рекомендованы практикам, не всегда по карману пациентам. Редкий постоянный участковый терапевт сейчас не задает им по много раз на день один и тот же вопрос: "Сумеете купить?".

В этой связи хотелось бы напомнить, что среди обвинений в адрес вышеназванных негосударственных предприятий озвучивали и такое: использование запрещенных в РБ препаратов. Однако же возникает вопрос: а как они попали на внутренний рынок? Или, может быть, те, кому положено за этим следить, лукаво путают понятия "не знаем, не изучили" с однозначным "запрещено"?

Так вот, что касается медицины частной, то она, первым делом, поспешила избавить своих клиентов от вышеперечисленного негатива. Например, в том же "Экомедсервисе" можно было заранее "заказать" себе на выходной день 3 - 4 нужных специалиста (обследования, консультации), даже разноплановых, и все пройти за пару часов, благодаря удачно подобранному именно для тебя времени приема и слаженным действиям организаторов и медиков. В том числе в случаях, когда разным докторам нужно показаться не только взрослому, но и его ребенку, другим домочадцам. Можно было также рассчитывать на периодическое наблюдение (консультацию) одного и того же постоянно приглашаемого специалиста, чей авторитет у всех на слуху, но прописка не позволяет попасть к нему на прием через госсистему (например, в другой район ). В моей личной практике случалось исправлять у стоматологов-частников весьма болезненные огрехи их государственных коллег, а однажды даже получить наконец диагноз и соответственно лечение, чему предшествовали довольно долгие и безрезультатные хождения по кабинетам районной поликлиники.

Лозунг у негосударственных медучреждений другой: не пациент для медицины и потому должен как сумеет вписываться в установленный регламент ее работы, а медицина для пациента. Поэтому сотрудники таких учреждений непременно уточняют накануне у записавшихся на прием, придут ли они, сообщают о непредвиденных обстоятельствах, неожиданной болезни, командировке, отпуске нужного специалиста, предлагают варианты, чего в силу объективных и субъективных причин никогда не делали и не будут делать государственные поликлиники, диагностические центры, диспансеры.

Да, это стоит денег, не каждый себе позволит. Но, во-первых, бывают ситуации, когда элементарная калькуляция показывает, что не заплатив их, можно потерять и больше, и большее. А, во-вторых, зачем ограничивать в выборе тех, кто в силах и готов платить за лучший сервис по сравнению со среднестатистическим, чисто социальным по своей сути и вовсе не рассчитанным на все слои давно уже неоднородного общества?

Что касается недостатков частной медицины, то самые крупные из них общеизвестны и скорее ее беда, чем вина. По действующему законодательству, платные медучреждения, например, не вправе выдавать бюллетени, направления в стационар. Поэтому на практике используются разные прямые и обходные схемы. При этом одних пациентов устраивает совет вернуться к государственным докторам, для других идут в ход личные контакты и договоренности с клиниками. Некоторые пытались или мечтали создать собственные мини-стационары, где больным, взявшим отгулы или часть отпуска, можно было бы оказывать даже не самую сложную хирургическую помощь.

Участвуют в организации процесса лечения и страховые организации, занимающиеся добровольным медицинским страхованием, потому что в случае жалоб на уход, результативность лечения одним простится все, другим ничего.

Нет оснований не доверять контролирующим органам и обнародованной ими информации об обнаруженных в "Нордине", "Экомедсервисе", "Современной микрохирургии глаза" финансовых и других нарушениях. Если сумеют выжить, то через год смогут попытаться получить лицензию еще раз. Вот только сумеют ли?..

А все-таки жаль, что в этих медцентрах не побывал на экскурсии персонал хотя бы одной госполиклиники - уважению к клиенту и четкости организации дела поучиться. Тем более, что таких крупных и такого уровня обслуживания платных лечебно-консультационных заведений в республике больше и нет.