Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36 (2533) от 20.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.4804
EUR:
2.6075
RUB:
4.1892
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Лес на экспорт. Главное — не продешевить

В практике деятельности предприятий с иностранными инвестициями, включая иностранные и совместные предприятия, нередко возникают сложности, связанные с трактовкой норм Инвестиционного кодекса РБ и их соотношения с нормами иных нормативных правовых актов...
В практике деятельности предприятий с иностранными инвестициями, включая иностранные и совместные предприятия, нередко возникают сложности, связанные с трактовкой норм Инвестиционного кодекса РБ и их соотношения с нормами иных нормативных правовых актов, определяющих правовое поле деятельности коммерческих организаций на территории РБ. К таковым случаям следует отнести установление предельных минимальных экспортных цен при осуществлении поставок на экспорт лесоматериалов.

Упорядочение вывоза сырьевых ресурсов -- задача любого государства. В целях упорядочения экспорта лесоматериалов Совет Министров РБ принял постановление от 01.12.1998 N 1846 "О некоторых мерах по упорядочению экспорта лесоматериалов" (далее -- постановление N 1846). Документом определено, что вывоз лесоматериалов, определённых в пункте 1, из республики осуществляется только через организации, приведенные в упомянутом пункте. Такие организации в мировой практике принято называть спецэкспортерами. При этом цены на такие лесоматериалы не должны быть ниже предельных минимальных цен, установленных на них Министерством экономики.

Следует отметить, что пунктом 5 постановления N 1846 оговорено, что действие постановления не распространяется на экспорт лесоматериалов собственного производства резидентами свободных экономических зон Беларуси и коммерческими организациями с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых доля иностранного учредителя (участника) составляет более 30 процентов.

Помимо введения института спецэкспортёров в республике действует жёсткое регулирование и контроль цен при осуществлении поставок на экспорт лесоматериалов. Необходимость такого регулирования определяется следующим.

Большинство наших экспортеров работают через зарубежных посредников, а значит, не владеют ситуацией на зарубежных рынках, попросту не знают, по какой цене их лесопродукция попадает к конечному потребителю. В результате Беларусь терпит убытки на "чистом" сырьевом экспорте.

Значение лесных ресурсов страны вполне сопоставимо с ролью, которую в долгосрочных планах по наполнению госбюджета правительство отводит удобрениям. Однако в отличие от невозобновляемых запасов калия, лес не только восстанавливается -- культивируется. На душу населения приходится 0,78 га площадей лесов и 134 м куб. запасов древесины, что значительно превышает соответствующие показатели промышленно развитых стран Западной Европы. Таким образом древесина -- это наш единственный возобновляемый природный ресурс, а вывоз ее и изделий из дерева -- важная статья экспорта республики.

В этой связи в Примерный перечень видов производимых в Республике Беларусь товаров, экспортируемых субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности (включая товары для товарообменных операций), на основании которого Минэкономики устанавливаются предельные минимальные цены на эти товары в более глубокой классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, утверждённый постановлением Совета Министров РБ от 10.07.1998г. N 1091 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь" (далее -- постановление N 1091) вошли, в том числе, лесоматериалы.

Пунктом 3 постановления N 1091 введено требование, в соответствии с которым субъектам хозяйствования, независимо от форм собственности, при заключении договоров на экспорт товаров, на которые утверждены предельные минимальные цены, вменено в обязанность устанавливать цены не ниже утвержденных предельных минимальных цен.

С принятием и вступлением в силу Указа Президента РБ от 19.05.1999г. N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее -- Указ) постановление N 1091 продолжило своё действие, полностью соответствуя вновь принятому нормативному правовому акту. При этом как Указ, так и постановление не содержат положений об ограничении действия данных правовых актов по кругу лиц, т.е. распространяются на все субъекты хозяйствования.

В то же время в ряде коммерческих предприятий с иностранными инвестициями сформировалось мнение, что действие постановления N 1091 на них не распространяется, а, следовательно, отсутствует необходимость выполнения требования соблюдения предельных минимальных экспортных цен.

Такая посылка базировалась на следующих аргументах:

-- действие пункта 5 постановления N 1846;

-- положения статьи 94 Инвестиционного кодекса РБ, в соответствии с которой коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе самостоятельно устанавливать цены на продукцию (работы, услуги) собственного производства.

Разрешение описанной коллизии прямо определяется иерархией нормативных правовых актов в системе законодательства страны, закрепленной Конституцией РБ. Полномочия на регулирование цен на продукцию, поставляемую за пределы республики (по перечням, определяемым Советом Министров или Министерством экономики) делегированы Минэкономики Указом. Как было отмечено ранее, нормы Указа и постановления N 1091 не содержат ограничения действия по кругу лиц, а следовательно, распространяются на всех субъектов хозяйственной деятельности, включая коммерческие предприятия с иностранными инвестициями.

Более того, при поставке на экспорт лесоматериалов ниже действующих предельных минимальных цен коммерческие предприятия с иностранными инвестициями несут ответственность, предусмотренную пунктом 4 постановления N 1091, которая состоит в изъятии у допустивших данное нарушение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей средств в размере разницы между предполагаемой выручкой от реализации товаров по предельным минимальным ценам и фактической выручкой, полученной от их реализации, а также наложение штрафа в таком же размере.