$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

ЛЕС - ДОМ, ГОСУДАРСТВО - ХОЗЯИН©

31.01.2014

 

Минлесхоз вынес на общественное обсуждение проект новой редакции Лесного кодекса (ЛК). Несмотря на ряд отличий, в нем сохраняется главное: единственным хозяином белорусского леса остается государство. При этом сделки, нарушающие (ограничивающие) это исключительное право, запрещаются.

Между тем такая категоричность не обязательна. Например, в Финляндии, чья лесная отрасль считается образцовой в Европе и мире, около 70% из 14,7 млн. га лесов принадлежит частным владельцам и лесопромышленным корпорациям. Только около 6 млн. га (около 25%) относятся к государственным лесам, а 4,5 млн. га, расположенные в основном на севере страны, являются землями особо охраняемых природных территорий. Леса, находящиеся в частной собственности, приносят высокую отдачу и получают тщательный уход. Это позволяет интенсивно вести лесное хозяйство, бесперебойно поставлять лесоматериалы на заводы по производству бумаги и пиломатериалов, отходы — для выработки биоэнергии.

Другой пример — Россия, где государственная (федеральная) и муниципальная собственность на леса не вызывает удовлетворения у властей и специалистов ни состоянием, ни эффективностью использования этих ресурсов. Впрочем, российские компании имеют право постоянного (бессрочного) и ограниченного пользования лесными участками, а граждане могут их арендовать и получать в безвозмездное срочное пользование. В Украине декларируется, что леса являются объектами права собственности украинского народа, от имени которого они могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. При этом субъектами права собственности на леса Украины являются государство, территориальные общины, граждане и юрлица.

В проекте новой редакции белорусского кодекса государственные леса находятся в хозяйственном ведении организаций Минлесхоза, Минобороны, Управления делами Президента, Минобразования и ряда других госструктур. Эти организации наделяются дополнительным правом привлекать иных лиц для оказания услуг по проведению лесохозяйственных мероприятий и лесопользованию на основании гражданско-правовых договоров. Перечень документов, на основании которых возникает право лесопользования, дополнен, в частности, протоколом, оформляемым по результатам проведения лесного аукциона на лесопользование, биржевым договором, гражданско-правовым договором на оказание услуг по проведению лесохозяйственных мероприятий и лесопользованию.

Уточнены механизмы предоставления участков лесного фонда для лесопользования, выдачи и действия лесорубочных билетов, ордеров, лесных билетов. Так, объем фактически заготовленной древесины может отклоняться от указанного в лесорубочном билете ордере. При этом допустимые отклонения должны быть не больше, чем установлено правилами освидетельствования мест рубок, заготовки живицы, второстепенных лесных ресурсов и побочных лесопользований. Граждане, гуляя по лесу, будут обязаны оставлять отходы только в санкционированных местах.

Проводить лесные аукционы на осуществление лесопользования предлагается в случаях, если на реализацию этого права по одному и тому же виду лесопользования на одном и том же участке лесного фонда претендует два и более юрлица и (или) ИП — при поступлении второго заявления потенциального лесопользователя на участке не позднее 15-дневного срока со дня поступления первого заявления.

Получить право лесопользования можно будет также на биржевых торгах, которые предлагается проводить в соответствии с правилами реализации древесины на внутреннем рынке. Сохранится возможность лесопользования для юрлиц посредством аренды участков лесного фонда в порядке, устанавливаемом Президентом. Напомним, сегодня такие участки, полученные в аренду, не подлежат передаче в собственность арендатора по истечении срока аренды, в т.ч. путем выкупа. Не допускается и субаренда. Интересно, что если нынешняя редакция ЛК разрешает предоставление белорусских лесов в пользование на основе концессии, то проект это запрещает — если иное не установлено Президентом. Между тем ст. 3 только что вступившего в силу Закона «О концессиях» прямо предусматривает, что объектами концессии могут являться леса.

Экономический механизм функционирования отечественного лесного хозяйства включает финансирование его ведения, установление платы за лесопользование, мер экономического стимулирования использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, возмещение потерь лесохозяйственного производства и убытков, а также иные меры, направленные на рациональное (устойчивое) использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Впрочем, как и ранее, основными источниками финансирования мероприятий в лесной отрасли останутся средства республиканского и местных бюджетов, поступления от реализации лесной продукции, платежи за лесопользование. Экономическое стимулирование использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов предлагается осуществлять на основе установления Президентом страны и (или) законами юрлицам, ведущим лесное хозяйство, лесопользователям льгот при обеспечении ими соблюдения ограничений и запретов, установленных режимами охраны и использования, расположенных на участках лесного фонда природных территорий особо охраняемых и подлежащих специальной охране, особо защитных участков леса.

Вред, нанесенный лесам, должен будет возмещаться в полном объеме добровольно или по решению суда лицом, его причинившим, в доход республиканского бюджета, а незаконно добытая лесная продукция подлежит изъятию и передаче либо компенсации в стоимостном виде юрлицу, ведущему лесное хозяйство.
 
Материал подготовил Иван МИХАЛЕВИЧ