Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Социум
10.10.2003 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Леонид ПИСАРЧИК, пенсионер: Нам предлагают скачок на 65 лет назад

В течение многих лет гражданам СССР навязывался постулат о том, что государственное социальное страхование (пенсионное в том числе) осуществляется за счет государства. Даже сегодня у нас не каждый сможет ответить на вопросы, из каких источников выплачиваются пенсии...

В течение многих лет гражданам СССР навязывался постулат о том, что государственное социальное страхование (пенсионное в том числе) осуществляется за счет государства. Даже сегодня у нас не каждый сможет ответить на вопросы, из каких источников выплачиваются пенсии, для чего платятся страховые взносы, как размер страховых взносов влияет на размер назначаемых пенсий? В то же время в Германии каждый с юного возраста знает, что заслужить государственную пенсию размером 70% от получаемого заработка можно, если в течение 45 лет платить взносы на пенсионное страхование с заработной платы, равной средней зарплате по стране. Воспитать такое понимание -- важнейшая функция страховой пенсионной системы.

ПРЕДЛАГАЕМОЕ включение средств государственного внебюджетного страхового Фонда социальной защиты населения в состав республиканского бюджета -- это гигантский скачок на 65 лет назад -- в 1938г. Именно тогда в Советском Союзе бюджет социального страхования был включен в состав единого государственного бюджета. Действовавшие до этого в пенсионной системе страховые принципы практически исчезли, взамен было внедрено распределение средств государственного бюджета на социальные нужды по остаточному принципу. Правда, сохранялась система уплаты страховых взносов, которые позже были дифференцированы по отраслям. В 1980г. размер страховых тарифов был утвержден в диапазоне от 4,4% до 14% фонда заработной платы. Однако эти тарифы далеко не в полной мере определялись степенью опасности и вредности производства. По существу, это была лишь имитация социального страхования.

К середине 80-х годов пенсионная система Советского Союза, в том числе Беларуси, превратилась в уравнительную, которая у нас сохранилась практически и поныне. В ней накопилось большое количество экономических и социальных проблем. Стало очевидно, что она не в состоянии справляться с возложенными на нее функциями. В итоге определился путь, по которому надлежало идти, -- кардинально реформировать изжившую себя пенсионную систему на базе внедрения страховых принципов, как это принято во всех развитых странах.

Политическое решение о реформировании системы пенсионного обеспечения и коренного обновления пенсионного законодательства было принято апрельским Пленумом ЦК КПСС 1985г. По определению бывшего в то время председателем Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова, в пенсионной системе многое "не просто устарело, а пришло в прямое противоречие с жизненными реалиями".

С тех пор начали происходить изменения в организации и финансировании социального страхования. Были приняты постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 15.08.1990г. N 818 "Об организации Пенсионного фонда СССР" и N 827 "О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение" с созданием Фонда социального страхования СССР. Аналогичные решения были приняты во всех союзных республиках, и созданы соответствующие фонды. В этом контексте во всех бывших республиках СССР и странах бывшего социалистического лагеря сегодня идет развитие пенсионного страхования в направлении устранения недостатков и пороков бывшей нестраховой пенсионной системы и широкого внедрения страховых принципов.

Добавим, что в большинстве стран мира средства социального страхования отделены от средств государственного бюджета.

В ХОДЕ обсуждения вопроса об оптимизации деятельности Фонд упрекнули в том, что он плохо занимался капитализацией и накоплением пенсионных средств. В то же время анализ денежных потоков Фонда дает основания сомневаться в его вине.

Существует понятие "показатель финансирования", которым обозначается размер резервов страховых фондов по отношению к их обязательствам. Увеличить этот резерв можно за счет уменьшения обязательств (к примеру, путем сокращения размеров пенсий), увеличения поступлений (обычно через повышение страховых тарифов) или повышением эффективности инвестирования активов. Естественно, последняя мера является наиболее популярной.

Если попытаться оценить Фонд по показателю финансирования, то результат окажется малоутешительным.
В Беларуси в настоящее время возможности работы на рынке капитала очень ограничены и сводятся, по существу, к двум направлениям: банковские депозиты и государственные ценные бумаги. Кстати, эти направления сопряжены с наименьшими в сравнении с другими видами инвестирования рисками, имеют достаточно высокую ликвидность. При этом относительно невелики расходы на администрирование. Правда, и доходность по ним самая низкая.

Практически все годы Фонд занимался капитализацией временно свободных финансовых ресурсов. В 1999 и 2000гг. переходящие запасы средств достигали месячной потребности в финансовых ресурсах на выплату пенсий и тем самым создавались достаточно широкие возможности для инвестирования.

Причины наметившегося в последние годы резкого уменьшения доходов от этого вида деятельности назывались уже неоднократно: рост задолженности субъектов хозяйствования перед Фондом, отвлечение средств социального страхования на решение проблем республиканского бюджета, ухудшение демографической ситуации.

ЕЩЕ одной большой проблемой пенсионной системы Беларуси является порядок предоставления досрочных пенсий. Сегодня законодательство предусматривает более 20 оснований для назначения пенсии на 5--10 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Почти 17% пенсионеров по возрасту и выслуге лет получают пенсии, назначенные до достижения пенсионного возраста.

Расточительность системы связана также и с тем, что законодательством предусмотрен зачет в трудовой стаж многих периодов работы без уплаты страховых взносов. Это служба в армии, период обучения, временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и др.

В результате отношение количества лет работы с уплатой страховых взносов к количеству лет получения пенсии в среднем составляет менее 1,5:1.

В зрелых пенсионных системах за такие периоды страховые взносы уплачиваются (в основном из государственного бюджета), что существенно смягчает распределительный эффект системы.

К числу проблем пенсионной системы относится наличие льготных страховых тарифов. Чем, например, можно объяснить, что коллегия адвокатов уплачивает страховые взносы на пенсионное страхование адвокатов по тарифу 8%, когда для большинства граждан он равен 29%? Факт наличия льготных тарифов нарушает главный принцип социального страхования -- зависимость размера пенсии от уплаты страховых взносов. Это увеличивает распределительный эффект пенсионной системы и делает ее несправедливой. В мировой практике такой подход не используется.

Сегодня у застрахованных нет заинтересованности в уплате страховых взносов из-за отсутствия жесткой увязки размеров пенсий с размером уплаченных взносов.

К сожалению, реформирование пенсионной системы с целью устранения этих недостатков и надежное закрепление в ней страховых принципов ведется у нас крайне медленно.

Более того, проводимое в жизнь решение о включении средств социального страхования в республиканский бюджет повернуло направление этой работы вспять. Едва ли стоит рассчитывать на капитализацию средств социального страхования, если денежными потоками будет по существу управлять казначейство Министерства финансов. Нет уверенности и в целевом использовании этих средств, своевременности их получения пенсионерами. Вспомним судьбу государственного фонда содействия занятости (тот период, когда он стал бюджетным). Его средства идут на цели, не имеющие никакого отношения к занятости. А ведь когда-то этот фонд, будучи внебюджетным, занимался капитализацией временно свободных средств, в трудные для Фонда социальной защиты населения времена помогал ему кредитами.

Есть большие опасения насчет позитивной результативности такого решения -- от разрушения нормально работающей системы трудно ожидать хороших результатов.

ОТ РЕДАКЦИИ Как сообщала "НЭГ" (N 73--74 за 2003г., с.1), по распоряжению Президента РБ создана рабочая группа под председательством вице-премьера белорусского правительства Владимира Дражина, которая работает над предложениями по концепции реформирования Фонда социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты. Публикуемый материал, отражающий точку зрения пенсионера Леонида Писарчика (в прошлом -- одного из руководителей Фонда), "НЭГ" направит в рабочую группу. Приглашаем читателей к обсуждению этой темы.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений