Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Лекарства для белорусов

Даже практически здоровые люди время от времени прибегают к лекарствам...
Даже практически здоровые люди время от времени прибегают к лекарствам. Для больных нужный препарат в нужное время решает порой главный вопрос -- жизни или смерти. Но где же они, самые лучшие, нужные и недорогие лекарства? Почему их дефицит продолжают испытывать больницы и поликлиники республики? В настоящее время общий объем потребления лекарственных средств в Беларуси составляет более 240 млн.USD, то есть 24 USD на человека в год. Эта цифра учитывает весь импорт и отечественное производство. Основная часть -- более 80% -- потребляемых в Беларуси лекарственных препаратов импортируется. Интересно, что рост импорта и соответственно общего потребления лекарственных средств происходит при относительно стабильных уровнях регистрируемой заболеваемости и доходов населения.

ЛЕКАРСТВАМИ нас обеспечивают в основном зарубежные компании. Фармацевтические фирмы США, Германии, Швейцарии и других развитых государств вкладывают в научные исследования миллиарды долларов. В результате получаются в основном хорошие, но дорогие лекарства. Не столь продвинутые страны, в частности с переходной экономикой, производят главным образом генерики -- биологические эквиваленты оригинальных лекарственных препаратов. Они производятся без лицензии компании-разработчика и продаются после истечения срока патента или других эксклюзивных прав на оригинальный препарат. Генерики биологически равноценны брендам, но существенно дешевле.

Наконец, дешевые лекарства производит и сама белорусская фарминдустрия. Но, разумеется, как и любая страна, Беларусь не в состоянии самостоятельно обеспечить население всеми лекарствами. Производимый ассортимент позволяет охватить примерно пятую часть того, что потребляется при нынешних условиях.

Казалось бы, белорусы должны предпочитать более дешевые отечественные лекарства, а государство -- поддерживать производящие их отечественные предприятия. Однако в последние годы объем импорта лекарств и его доля в потреблении растут, посредники успешно продвигают на рынок более дорогие импортные аналоги отечественных лекарственных препаратов, а национальная фарминдустрия продолжает стагнировать. Рядовые нельготируемые потребители, не имея выбора, вынуждены переплачивать. Государство также несет повышенные потери: большие расходы на льготирование, ухудшение торгового баланса за счет роста импорта лекарств, потери валютной выручки от экспорта продукции отечественной фарминдустрии. Вследствие хронического дефицита лекарств падает эффективность системы здравоохранения.

МОЖНО выделить три основных вектора государственной политики в этой области: бесплатное и льготное обеспечение лекарствами (соответственно при клиническом лечении и для людей с низкими доходами), поддержка отечественной фарминдустрии и забота о лекарственной безопасности страны.

Выполнение каждой из этих задач требует больших финансовых усилий. Например, в Беларуси трудно определить, кто имеет низкие доходы, так как непонятно, кто имеет высокие. Еще сложнее выяснить, какой объем помощи государство должно предоставлять конкретному бедному больному (а ведь их миллионы!). Или в чем должна заключаться поддержка фарминдустрии? Что нужно, чтобы защитить здоровье граждан в случае эпидемий, природных катаклизмов или сбоев импортных поставок? Вопросы, на которые непросто найти ответы.

При клиническом лечении все лекарства в принципе должны поставляться за счет бюджета. По грубой оценке, у нас на это тратится порядка 57 млн. USD. Видимо, этого недостаточно, так как лекарств в больницах хронически не хватает, а их приобретение становится заботой самих больных.

По действующему законодательству, право на льготы при приобретении лекарств при амбулаторном лечении у нас распространяется на 37 групп населения и 57 видов заболеваний. Таким образом, существуют как бы два основания для получения льготы -- определенный социальный статус и серьезность заболевания. Получается, что государство льготирует, во-первых, не бедных и больных людей, а определенные социальные группы независимо от тяжести заболеваний, во-вторых, лечение определенных заболеваний вне зависимости от уровня доходов. Право на льготы не означает, что больной человек их получит. Это прежде всего касается более дешевых отечественных лекарств. И, как ни странно, оплата лекарств для клинического процесса и выплаты по льготам, в отличие от зарплат, пенсий и стипендий, -- незащищенная статья бюджета.

Предполагается, что поддержке граждан с низкими доходами способствует регулирование цен на лекарственные средства, производимые отечественной фарминдустрией. Перечень таких лекарств утвержден постановлением Совмина РБ от 18.06.99 г. N 943. Он включает более 80 лекарственных препаратов, среди которых можно найти, например, такие популярные, как йод, фурацилин, аспирин и глюкоза, приобретение которых вряд ли обременительно даже для бедного белоруса.

Эти факты говорят о том, что наше государство вовсе не выборочно поддерживает наиболее нуждающихся людей. Оно берет высокие и нечеткие обязательства обеспечивать лекарствами всех при клиническом лечении и льготировать многих -- при амбулаторном. При слабой бюджетной дисциплине это приводит к тому, что многие необходимые лекарства в клиниках отсутствуют и эффект медицинских услуг падает.

В ЭТОЙ связи представляется, что национальная фарминдустрия -- именно та отрасль, которую в Беларуси имеет смысл и поддерживать, и развивать. Производственный, научный и кадровый потенциал еще дает возможность производить в стране эффективные, но дешевые генерики (закупка субстанций дешевле импорта готовых препаратов и дает экономию СКВ).

Пока же поддержка отечественной фарминдустрии выражается главным  образом в предоставлении налоговых льгот. Эффект такого льготирования  перекрывается регулированием цен и бюджетной задолженностью.  Лекарства, как уже упоминалось, входят в перечень социально-значимых  товаров, цены на которые регулируются государством и согласовываются с  министерствами экономики, здравоохранения и концерном "Белбиофарм".  Дефицит расчета с отечественными производителями лекарств приобрел в  последнее время хроническую форму. В феврале текущего года  государственный долг фармакологам составлял 13,7 млрд. руб. (примерно  8 млн. USD).

Хорошим способом поддержки отрасли может стать госзаказ, но, опять же, если государство сумеет выработать такую его форму, которая будет учитывать специфику производства и потребления лекарств, а также обеспечивать стабильное финансирование.

Другим способом стимулирования развития отечественной фармакологической промышленности смогла бы стать поддержка научных исследований. Хотя желающих при минимальных инвестициях получить или разработать лекарство и разрекламировать его, показав, вот, мол, мы какие, и сейчас хоть отбавляй. Что из этого получается, видно на примере. Совсем недавно одним из представителей нашей фарминдустрии был разрекламирован лекарственный препарат "Белорусская Виагра" под названием "Касалин". Цифры по продажам оригинальной "Виагры" на мировом рынке говорят сами за себя. Объем продаж в 1998г. -- 788 млн. USD, в 1999г. -- 1016 млн.USD и в 2000г. -- 1344 млн. USD. А каков экономический результат продаж белорусского средства? Если "Белорусская Виагра" не столь эффективна и потому и не продаваема при значительно более низкой цене, чем настоящая "Виагра", то зачем тогда рекламировать препарат, который заведомо не будет иметь спроса? Да и помогает ли он?

Есть и другая сторона проблемы: что покупать? Во многом она определяется не самим пациентом, а посредниками -- врачами, ставящими диагноз пациенту и выбирающими метод лечения, работниками аптек, способными к экспресс-диагностике заболевания и кошелька посетителя. Есть, наконец, и импортеры, заинтересованные в продвижении закупаемых ими лекарственных препаратов.

Но мы поведем речь об экономических, а не медицинских посредниках. В их число входят республиканское и областные торгово-производственные предприятия "Фармации", аптечная сеть и коммерческие фирмы. Источник существования предприятий "Фармации", аптечной сети и импортеров -- оптовая и розничная наценки, величина которых установлена постановлением Кабинета Министров от 27.02.96 г. N 148. На отечественные препараты наценка составляет 40% (в том числе оптовое звено 10%), для импортных -- 50% (в том числе оптовое звено 20%).

ОБЩАЯ схема дистрибуции выглядит примерно следующим образом. Часть лекарственных препаратов приобретается централизованно за счет средств республиканского бюджета. В 2001г. такие закупки составили 11,6 млн. USD и предназначены для обеспечения основных нужд лекарственно-профилактических учреждений (ЛПУ). Существуют нецентрализованные закупки, которые осуществляют органы здравоохранения. На них приходится примерно до четверти общереспубликанского потребления лекарственных средств. ЛПУ получает лекарства преимущественно от предприятий "Фармации", которая приобретает их у импортеров и отечественных производителей. Но возможны, в случае срочной необходимости, и прямые закупки, минуя предприятия "Фармации".

Другая часть лекарственных средств проходит путь от импортеров и отечественных производителей через предприятия "Фармации" и далее через аптечную сеть к потребителям. Аптеки, как и в предыдущем случае, могут в случае необходимости "срезать углы", покупая лекарства прямо у импортеров и белорусских предприятий. Почти треть лекарств больные приобретают по бесплатным или льготным рецептам в государственных аптеках. Льготирование осуществляется за счет средств бюджетов областей при поддержке республиканского бюджета.

Как видно, главными посредниками в обеспечении населения страны лекарствами являются государственные предприятия "Фармации", поставляющие их в государственные (в основном) аптеки. А посреднические услуги, разумеется, включаются в цену и оплачиваются населением и государством.

Импортом лекарственных препаратов занимаются примерно 200 небольших фирм. Краткое представление об их ценовой политике можно получить из публикуемой ниже таблицы.

Оптовые цены на лекарственные средства

============================================================
Наименования            Кол-во       Минимальная  Максимальная 
                        предложений  цена, руб.   цена, руб.

------------------------------------------------------------
"Аскорутин" табл. N 10        6         48,0      123,5
"Бромгексин" табл. N 10       28        36,75     153,47
"Валидол" табл. 60 мг N 10    21        88,58     128
"Димедрол" табл. 50 мг N 10   31        39,0      72,0
"Корвалол" фл.,
кап. 25 мл, N 1               38        184,37    240,25
"Энам" табл. 5 мг N 20        9         1049,0    4064,7
============================================================

В этом коротком списке приведены препараты, входящие в т.н. "культурный" лекарственный минимум. Но стоит обратить внимание на странную особенность деятельности импортеров, которая проявляется в их финансовой политике. Многие из них работают с торговой наценкой 3--5% при возможных 20%. Только в единичных случаях торговая наценка превышает 10%.

Республиканское и областные торгово-производственные предприятия "Фармация", несмотря на статус государственных и главных региональных посредников, обеспечивают распределение всего лишь 30--40% лекарственных препаратов. Работая в режиме финансирования за счет оптовой наценки, посредники, казалось бы, должны быть заинтересованы в максимизации объемов и цен своих поставок. Экономический интерес должен склонять эти предприятия к более дорогим импортным лекарствам с 20% оптовой наценкой (против 10% для отечественных лекарственных средств).

Конечное звено системы распределения лекарственных средств -- аптечная сеть, включает более тысячи государственных аптек, из которых 950 входит в систему "Фармация". Небольшая часть государственных аптек сдается в аренду. Негосударственных аптек в республике немногим более 300, и все они, как правило, расположены в городах. Кроме них имеется множество аптечных киосков и пунктов.

Источник финансирования аптек -- 30% розничная наценка. На деле наценка может быть выше и доходить до 50% для импортных и 40% для отечественных лекарственных средств, так как оптовое звено часто удовлетворяется меньшей, чем допустимо, наценкой. Как мы видели ранее, это характерно для импортеров. Поэтому, с точки зрения экономического интереса, аптеки, как и предприятия "Фармации", стремятся к реализации более дорогих (по возможности массовых) и имеющих максимальную наценку препаратов. Это относится ко всем аптекам, и, естественно, к частным, которые, как правило, размещаются в местах, позволяющих работать более рентабельно.

Таким образом, существующая система распределения лекарств в Беларуси приводит только к ограничению ассортимента и удорожанию импорта и не оставляет выбора для потребителей, не способствует поддержанию устойчивого спроса на продукцию отечественной фарминдустрии и создает условия для вторичного перераспределения.

ФАРМИНДУСТРИЯ относится к числу наиболее динамичных и рентабельных отраслей. Современные оригинальные лекарства -- высокотехнологичный продукт. Разумеется, его производство сопряжено с огромными и высокорискованными инвестициями. Например, в 2001г. компания "Рfizеr" инвестировала 5 млрд. евро, при этом только каждый сотый проект привел к высоким результатам. Тем не менее риск оправдывается надеждами на высокие прибыли.

Фарминдустрия принадлежит к тем отраслям, в которых существуют повышенные требования к стандартам производства и распределения продукции (Gооd Маnufасtоring Рrасtiсе -- GМР). Сегодня медпредприятия не могут не только укрепить, но даже сохранить свои позиции без значительных средств, направляемых на обновление производства и внедрение GМР. Для получения статуса производства с категорией технологического процесса по условиям GМР требуются достаточно большие инвестиции и системная подготовка кадров. Но при этом качество лекарств, которые производятся по условиям GМР, считается стабильным и обеспечивает гарантированный клинический эффект.

Все это ставит белорусские предприятия в сложную ситуацию. Наиболее крупные отечественные производители -- АО "Белмедпрепараты", Борисовский завод медпрепаратов, а также несколько частных фирм, из которых наиболее известны "Минскинтеркапс" и "Фармтехнология" -- реально могут производить главным образом генерики, которые поставляют на внутренний рынок и на экспорт. Рост последнего начиная с 1997г. замедлился. Россия и Украина защищают и поддерживают собственных производителей, а выход на рынки развитых, даже восточноевропейских стран требует больших затрат.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений