Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проблемы и решения
12.04.2002 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Легко ли шагать по "минному" полю?

Несмотря на все усилия правительства, объем инвестиций в развитие производства в стране сокращается год от года. Причем проблемы привлечения иностранных инвесторов и увеличения собственных инвестиций имеют много общего.

Несмотря на все усилия правительства, объем инвестиций в развитие производства в стране сокращается год от года. Причем проблемы привлечения иностранных инвесторов и увеличения собственных инвестиций имеют много общего.

Первая беда -- нестабильность законодательства.

Многие надеялись, что проблема будет снята после введенного с прошлого года моратория на внесение изменений в законы в течение года после их принятия. Но оказалось, что в самих законах обнаружилось столько огрехов и нестыковок, что их применение оказалось просто проблематичным. Вносить изменения в эти документы в течение года нельзя, работать с ними -- тоже нельзя. Остается издавать подзаконные акты: разъяснения, методические указания и т.п., в том числе и вводить их задним числом.

А почему прежде чем менять, к примеру, порядок налогообложения, не определить круг предприятий различных отраслей промышленности, и в течение года провести на них подобный эксперимент? В рамках этого эксперимента можно вести расчет налогов параллельно по двум методикам -- старой и новой, по ходу вносить изменения, отрабатывать порядок исчисления. Безусловно, необходимо подумать и о стимулировании таких предприятий-"полигонов".

С 1991г. Законом "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь" иностранным инвесторам гарантировано, что их положение не может быть ухудшено по сравнению с действовавшим на момент регистрации, то есть на них не могут быть возложены дополнительные обязательства. Если же изменившееся законодательство ухудшает положение инвестора, то к нему на протяжении еще пяти лет будут применяться прежние нормы. Аналогичное положение содержится и в новом Инвестиционном кодексе. Здесь и заложена та самая "мина", способная если не подорвать, то серьезно "ранить" незадачливого инвестора: механизма определения "ухудшения положения" как раз-то и нет. И только в декабре 2001г. (спустя 10 лет!) Президиум Совета Министров поручил Минэкономики и Минюсту совместно с другими заинтересованными ведомствами до 1.01.2002г. внести предложения по определению критериев, при которых ухудшаются условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием коммерческих организаций. И неизвестно, сколько еще придется иностранным инвесторам ожидать окончательного утверждения этих критериев.

Для экономики, безусловно, важны иностранные инвестиции, но и свой родной белорусский рубль, вложенный в развитие производства, не менее ценен. Конечно, отечественным инвесторам приходится работать в менее льготных условиях, но на их стороне опыт выживания на своей родной почве, да и прибыль, направляемая на рефинансирование (в строительство и приобретение основных производственных фондов), у них также льготируется при налогообложении. А ведь это самая востребованная из всех льгот, предоставляемых при исчислении налога на прибыль. Проблема в другом: реинвестировать практически нечего, так как по статистике более трети всех предприятий в стране -- убыточны и эта динамика поступательно развивается не в лучшую сторону. Но еще Марк Твен проницательно заметил, что "существует три вида лжи: оправданная, неоправданная и статистика". По итогам года многие негосударственные предприятия занижают свои реальные затраты, чтобы не показать фактические убытки и избежать угрозы принудительной ликвидации. Так что в действительности ситуация еще более угрожающая.

Прискорбно также, что эти процессы происходят на фоне того, как постепенно приходят в негодность значительные производственные площади, которые принадлежат государственным предприятиям или акционерным обществам с долей государства. Владельцы этих производственных фондов не имеют средств на их реанимацию, нет таких денег и в бюджете. В то же время в результате ежегодных переоценок стоимость фондов достигла такого уровня, что реально говорить об их продаже не приходится. В результате собственник не в состоянии ни использовать их, ни продать вследствие нереально высокой стоимости, ни сдать в аренду опять по той же причине. Он вынужден платить налоги на недвижимость, землю, нести затраты по коммунальным платежам, не имея ни копейки отдачи в виде выручки от реализации произведенной на этих основных фондах продукции и увеличивая тем самым свои убытки. Почему бы не дать возможность инвестору -- иностранному или отечественному, -- готовому вложить средства в оборудование, сырье и материалы, на более льготных условиях, а если предполагаемое производство относится к приоритетным направлениям, то и безвозмездно, получить в пользование такие производственные площади?

Безусловно, просто подсчитать, какой убыток понесет казна от того, что основные фонды будут переданы инвестору в пользование безвозмездно, гораздо сложнее подсчитать ущерб (и материальный и моральный) от того, что эти фонды с течением времени приходят в негодность, превращаются по сути в могильники некогда процветавших и известных предприятий.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений