Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Исследования, рейтинги
04.08.2009 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Легко ли достучаться до чиновника?

Почти каждый четвертый житель Беларуси недоволен тем, как решаются его проблемы в службах жилищно-коммунального хозяйства, каждый пятый — в учреждениях здравоохранения, таможенных органах, организациях архитектуры и строител...

Почти каждый четвертый житель Беларуси недоволен тем, как решаются его проблемы в службах жилищно-коммунального хозяйства, каждый пятый — в учреждениях здравоохранения, таможенных органах, организациях архитектуры и строительства. В то же время наши соотечественники считают, что в последнее время работа госорганизаций, особенно загсов и предприятий связи, с обращениями граждан улучшилась.

Об этом свидетельствуют данные очередного этапа социологического мониторинга «Мнение населения Беларуси о состоянии работы по дебюрократизации государственного аппарата», проведенного в апреле-мае 2009 г. информационно-аналитическим центром при Администрации Президента.

Чаще всего граждане обращаются за получением справок или иных документов в учреждения здравоохранения (67,6%), службы жилищно-коммунального хозяйства (53,6%), в организации по месту работы или учебы (50%), на предприятия связи (44,9%) и в местные органы власти (43,5%). Значительно реже — в налоговые органы (18,3%), организации архитектуры и строительства — 18,2%, загсы — 14,5% и таможенные органы — 8%.

Почти 39,5% участников опроса ответили, что за последний год стиль, формы и методы работы с гражданами улучшились, практически столько же считают, что все осталось без изменений, а на ухудшение работы указали 6,2%.

Несмотря на то, что подавляющее большинство жителей республики (почти 85%) знают или слышали о заявительном принципе «одно окно», только немногим более 48% респондентов, как и два года назад, при необходимости получения какой-либо справки или документа воспользовались бы данной услугой. Каждый пятый больше полагается на собственные силы и не стал бы обращаться в эту службу, а 7,7% не устраивают сроки решения тех или иных вопросов. Опрошенные отметили большие очереди (23,4%), отсутствие единого подхода к организации работы (20,1%) и направление граждан за получением дополнительных сведений при оформлении документов в другие службы (18,3%). Каждый восьмой житель Беларуси (12,6%) столкнулся с проявлением формализма, волокиты, нетактичного поведения, с длительными сроками подготовки и выдачи справок или других документов. Высокой платой за выдаваемые справки недоволен каждый десятый.

Причем на большие очереди и на «хождение из организации в организацию» жалуются прежде всего жители Минска.

Большинство респондентов довольны объемом информации, размещаемой на стендах в госорганизациях. Число жителей страны, высказавших такое мнение, за год увеличилось с 55,1% до 64,2%. Однако по-прежнему практически каждому пятому (21,8%) приходится обращаться за разъяснениями к должностному лицу. 17,6% опрошенных недовольны тем, что важные сведения не выделяются. От 12% до 8% отметили следующие недостатки: информация напечатана мелким шрифтом (сложно прочесть); стенд расположен неудобно для чтения; нет наглядных сведений, что госорган может сам запрашивать необходимые документы; отсутствует перечень документов, необходимых для получения справки.

Социологи также отметили, что в первую очередь процесс дебюрократизации госорганов затрудняет недостаточная информированность граждан о своих правах, однако за два года удельный вес респондентов, отмечающих эту проблему, значительно уменьшился — с 57 до 39%. Также, по мнению опрошенных, дальнейшей дебюрократизации мешает слабый контроль за ходом исполнения законодательства на местах (31,2%).

Как выяснилось в ходе исследования, каждый пятый житель пользовался книгой замечаний и предложений. Причем практически каждый третий респондент (35,4%) говорит о значительном влиянии данного канала обратной связи на решение своих проблем, а каждый четвертый (24,8%) — о незначительном. 16,3% уверены, что введение книги замечаний и предложений не помогает в решении существующих проблем.

Основные недостатки, с которыми респондентам приходилось сталкиваться, следующие: книга не предъявлялась по первому требованию, не поступало информации о принятых мерах, не было реакции на изложенные замечания и предложения. В июне прошлого года на эти аспекты указывалось реже. Не сталкивались с недостатками при пользовании книгой замечаний и предложений, по данным нынешнего опроса, 20,9% (в июне 2008 г. — 31,3%). При этом чаще всего с нарушениями при пользовании книгой сталкивались жители Минска.

В ходе опроса выяснилось, что посетителям больше всего не хватает внимательного, уважительного отношения со стороны чиновников. Респонденты также советуют повысить оперативность решения вопросов, уменьшить документооборот, ужесточить контроль за работой чиновников, ввести предварительную записьи др.

Леонид ИВАНОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by