$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ЛЕГЕНДЫ И ЦИФРЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

20.05.2011

Пытаясь объяснить нынешнюю ситуацию в экономике Беларуси, иные аналитики ссылаются на внешние факторы: подорожание импортных энергоносителей, неблагоприятную конъюнктуру мировых рынков, чрезмерный рост потребительского импорта и т.п. Так ли это? Попробуем найти ответ в итогах внешнеэкономической деятельности республики в январе–марте.

Надежды властей на опережающий рост экспорта товаров и услуг над импортом не оправдались: первый вырос в I квартале 2011 г. к уровню января–марта 2010 г. из расчета в текущих ценах на 41,9%, достигнув 8 922,4 млн. USD, а их импорт — на 61,8% — до 11 276,9 млн. В итоге на 1.04.2011 г. отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 2 354,5 млн. USD. В частности, по данным торгового баланса, экспорт товаров составил 7 741,8 млн. USD, причем его стоимостный объем по сравнению с I кварталом 2010 г. из расчета в текущих ценах увеличился на 46,3%, а импорт достиг 10 773,1 млн. USD (рост на 65,7%). Это привело к росту отрицательного сальдо в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 3 031,3 млн. USD.

При этом по сравнению с I кварталом 2010 г. средние цены экспорта возросли на 19,9%, импорта — на 14,2%, а их товарная масса — на 22% и 45,1% соответственно. В результате 52,5% прироста стоимостного объема экспорта обеспечено за счет увеличения его средних цен, а 68,6% прироста импорта — ростом физического объема поставок. Таким образом, объяснять инфляцию в Беларуси ростом мировых цен не приходится — наоборот, мы сами по мере сил пытаемся их увеличить, теряя традиционное конкурентное преимущество отечественных товаров — их дешевизну.

Анатомия сальдо

Товарный состав экспорта и импорта в I квартале 2011 г. представлен на диаграмме (в % к итогу, из расчета в USD), а структура внешней торговли по укрупненным группам товаров — в таблице.

Как видим, основными источниками формирования отрицательного сальдо являются операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие). На энергетические товары приходится 58,4% отрицательного сальдо внешней торговли. Интересно, что Беларусь в I квартале экспортировала 2 856,8 тыс. т нефтепродуктов (на 27% больше, чем в январе–марте 2010 г.), а ввезла нефти на 45% больше, чем год назад — 3819,4 тыс.т, в т.ч. 604 тыс. т — из дальнего зарубежья, а остальное — из стран СНГ. В то же время в республику было ввезено 662,2 тыс. т нефтепродуктов – в 5,9 раза больше, чем в I квартале 2010 г. Эти цифры заставляют задуматься: существовала ли в реальности угроза массового вывоза автомобильного топлива из Беларуси, послужившая поводом для неоднократного его подорожания?

Существенное увеличение импорта по данной группе товаров вызвано значительным ростом стоимостных объемов импортных закупок черных металлов (на 172,9 млн. USD), удобрений минеральных смешанных (на 102,6 млн.), удобрений азотных (на 39,7 млн.), проводов изолированных и кабелей (на 32,3 млн.), частей и оборудования для автомобилей и тракторов (на 26,3 млн.), двигателей внутреннего сгорания (на 25,3 млн. USD). Одновременно увеличились стоимостные объемы поставок на внешний рынок калийных удобрений (на 142,6 млн. USD), черных металлов (на 98,5 млн.), растворителей и разбавителей сложных органических (на 49 млн.), шин (на 38,2 млн.), капролактама (на 29,9 млн.), проводов изолированных и кабелей (на 17,8 млн.)

Увеличение поставок на внешний рынок инвестиционных товаров произошло в результате роста стоимостных объемов экспорта тракторов и седельных тягачей (на 115,9 млн. USD), автомобилей грузовых (на 92 млн.), для перевозки 10 и более человек (на 14,4 млн.), спецназначения (на 11,8 млн.), дорожной и строительной техники (на 9,7 млн. USD).

Одновременно увеличились импортные закупки вагонов железнодорожных и трамвайных (на 36,2 млн. USD), тракторов и седельных тягачей (на 29,2 млн.), оборудования для сельского хозяйства (на 21,9 млн.), металлоконструкций из черных металлов (на 20,7 млн.), аппаратуры связи (на 17,1 млн. USD).

В I квартале сложилось отрицательное сальдо внешней торговли потребительскими товарами — -418,5 млн. USD, тогда как на 1.04.2010 г. оно было положительным — +63,8 млн. Причиной тому стал резкий рост стоимостного объема импорта непродовольственных товаров., в т.ч. аппаратуры связи (на 23,9 млн. USD), цветных телевизоров (на 9 млн.), обоев (на 8 млн.), лекарств (на 7 млн.). Легковых автомобилей в республику было ввезено 81,9 тысяч — в 1,84 раза больше, чем годом ранее. Однако рост их импорта в стоимостном выражении — на 341,4 млн. USD по сравнению с январем-мартом 2010 г. — куда скромнее, чем по промежуточным товарам. При этом в странах СНГ (по сути России) было приобретено всего 600 машин – так белорусы «проголосовали» за Таможенный союз, правила которого направлены на защиту российского автопрома.

Рост экспорта продовольствия, о котором столь много говорится в последнее время, был сравнительно скромным. К тому же Белстат констатирует, что увеличение его стоимостного объема на 81,3% обусловлено ростом средних цен и лишь на 62,2% — физического объема поставок. Средние цены на экспортированные продовольственные товары возросли на 16,2%, на импортированные — на 12,9%. Товарная масса экспорта увеличилась здесь на 3,9%, а импорта — на 26,9%. Таким образом, белорусы вносят посильную лепту в рост мировых цен на продовольствие, что бумерангом возвращается на ценники отечественных прилавков.

Увеличение экспорта продовольствия произошло в результате роста стоимостных объемов поставок говядины (на 22 млн. USD), сыров и творога (на 14,9 млн.), мяса домашней птицы (на 11,9 млн.), муки (на 10,2 млн.). Одновременно возросли стоимостные объемы импортных закупок рыбы мороженой (на 15,2 млн.), картофеля (на 14,2 млн.), яблок (на 10,7 млн. USD). Любопытно, что экспорт свинины увеличился на 41,9 млн. USD, а ее же импорт — на 18,3 млн. USD. При этом в количественном измерении мяса и субпродуктов в I квартале 2011 г. было экспортировано на 22,1% больше, чем годом ранее, а молока и субпродуктов — на 1,3% меньше, чем в январе–марте 2010 г.

Вектор против скаляра

В I квартале 2011 г. зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций Беларуси со 170 странами мира. Товары поставлялись на рынки 128 государств, импортировались — из 152. При этом на долю России приходилось 36,8% экспорта и 50,1% импорта, остальных стран СНГ — 13,2% и 8,8%, стран ЕС — 36,2% и 18,2%, остальных — 13,8% и 22,9%. Основными торговыми партнерами республики в I квартале 2011 г. являлись: Россия — 44,6% от всего объема товарооборота, Украина — 6,5%, Нидерланды — 6,2%, Германия — 5,2%, Китай — 3,4%, Польша — 3,1%, Венесуэла — 2,8%, Латвия — 2,7%, Бразилия — 2,4%, Азербайджан — 2,3%.

Стремление диверсифицировать внешнюю торговлю принесло весьма любопытные результаты. К примеру, наш экспорт в Венесуэлу сократился в I квартале т.г. на 60,1% по сравнению с январем–мартом прошлого года, а импорт из этой страны вырост в 7 843 раза, что принесло нам 445,2 млн. USD «добавки» к отрицательному сальдо внешней торговли. Аналогичная ситуация с Азербайджаном: там хоть экспорт увеличился на 74%, зато импорт — в 188 раз. Итог — еще 287,4 млн. USD в копилку дефицита внешней торговли. Похоже, нефтяные проекты на далеких берегах обходятся нашему торговому балансу подороже, чем стремление граждан обзавестись личным автотранспортом, не избавляя при этом страну от энергозависимости от восточного соседа. Правда, венесуэльский посол в Беларуси Америко Диас Нуньес на недавнем брифинге объяснил, что теперь нефть «Санта-Барбара», добываемая белорусами, перепродается на южноамериканском рынке с помощью иностранных нефтетрейдеров. Почему-то дипломат назвал эти операции своповыми, хотя никаких схем замещения тут не видно. Напомним, по контракту с компанией Petroleos de Venezuela S.A. Венесуэла обязалась отгрузить Беларуси в этом году 10 млн. т нефти, а Беларусь — закупить ее и оплатить. Однако, как объяснил А.Нуньес, «….чем больше расстояние, тем больше расходы. Чтобы сократить затраты белорусской стороны, часть поставок нефти такого же качества (ред. – в Беларусь) осуществляется через евразийского партнера, которому компания PDVSA в венесуэльских портах продает нефть марки «Санта-Барбара» с целью ее последующей реализации на южноамериканском рынке. В этом случае все стороны выигрывают». Возможно, в дальнейшем сальдо выравняется по мере реализации строительных проектов и создания в Венесуэле сборочных производств — если расстояние или иные факторы не помешают.

Не слишком ладится дело и на иных широтах. Экспорт в Китай в I квартале 2011 г. сократился на 44,2%, Италию — на 15,6%, Канаду и Армению — на 15%, Данию — в 2 раза, Ирландию — на 62,1%, Корею — на 77,7%, Эстонию — на 0,6%, Южную Африку — на 42,3%, Турцию — на 42,2%. Правда, динамика роста поставок белорусских товаров в ряд других стран выглядит весьма впечатляюще: в Афганистан и Туркменистан, ОАЭ — в 3,4 раза, Бангладеш и Португалию — в 3,6, Боснию и Герцеговину — в 6,4, Болгарию — в 2,6, Вьетнам — 3,8, Германию — в 3,5, Гонконг — 3,2, Грецию — в 31, Замбию, Индию, Румынию, Бразилию, Венгрию, Гану — вдвое, Монголию — в 2,5 раза, Нигерию — 10, Оман — 4,2, Эквадор — в 22 раза. Жаль только, что завоевание далеких экзотических рынков не компенсирует пока утрату позиций в ЕС и других странах или же встречного потока импорта.

Роман КУНИЦКИЙ