$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Легче считать и сравнивать©

30.05.2014

 

Через 4 месяца порядок расчета прожиточного минимума — одного из важнейших параметров в сфере социальной защиты населения, являющегося социальным нормативом, — будет кардинально изменен.

Напомним, что в соответствии со ст. 3 Закона от 6.01.1999 № 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (далее — Закон № 239-З) в Беларуси в прожиточный минимум входят: продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования, лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены, жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги, а также услуги детских дошкольных учреждений. В то же время в большинстве стран, в т.ч. и у наших партнеров по ТС и ЕЭП, при определении прожиточного минимума (или потребительской корзины) в него включаются либо только продукты питания, либо к ним добавляются непродовольственные товары и услуги, которые нормируются или их стоимость определяется как доля от стоимости продуктов питания.

С учетом необходимости сближения законодательства, а также с целью получения универсального аналитического инструмента для сопоставления уровня жизни населения в странах ТС и ЕЭП, в т.ч. для сравнения уровня малообеспеченности (бедности), отечественные законодатели решили применять для расчета прожиточного минимума второй из описанных подходов. Кроме того, они считают, что он позволит:

– более гибко и своевременно реагировать на изменение норм потребления продуктов питания и уровня потребления непродовольственных товаров и услуг;

– исключить излишнюю детализацию данных статей расходов, которая в связи с изменениями в потреблении населения, обусловленными расширением доступности дешевых и уцененных после сезона товаров массового спроса, становится излишней.

Принятым Законом от 7.05.2014 № 148-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам определения прожиточного минимума» (далее — Закон № 148-З), которым внесены существенные коррективы в Закон № 239-З, изменено определение прожиточного минимума, под которым будут пониматься необходимые для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания и непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания (было — минимальный набор материальных благ и услуг).

При этом согласно новой редакции ст. 3 Закона № 239-З прожиточный минимум, который состоит из минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, определяется с участием заинтересованных госорганов и иных госорганизаций, республиканских объединений нанимателей и профессиональных союзов. Как и сейчас, данный показатель будет утверждаться правительством и должен пересматриваться не реже одного раза в 5 лет.

Определение минимального набора продуктов питания для основных социально-демографических групп населения должно производиться на основании норм потребления, разрабатываемых Минтруда и соцзащиты совместно с Минздравом, а также научными организациями. При этом непродовольственные товары и услуги будут включаться в прожиточный минимум как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания. В свою очередь, фиксированная доля непродовольственных товаров и услуг должна определяться на основании сводных статистических данных (информации) о фактическом объеме потребления малообеспеченными гражданами (семьями) непродовольственных товаров и услуг.

Отметим, что, по данным статистики, за период с 2008 г. по 2012 г. доля расходов малообеспеченных семей (граждан) на питание составила в среднем 50%, а на непродовольственные товары и услуги — 37% (это основные статьи, необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека: одежда, обувь, ткани; мебель, предметы бытового назначения; личные услуги, предметы личного пользования; жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, здравоохранение) в общем объеме потребительских расходов. При этом соотношение между потребительскими расходами малообеспеченных семьей (граждан) на питание и непродовольственные товары и услуги за указанный период достаточно стабильно. Это еще одна причина изменения механизма расчета прожиточного минимума.

В настоящее время Минтруда и соцзащиты ежеквартально рассчитывает бюджеты прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах последнего месяца каждого квартала, передавая полученные цифры для последующего утверждения Совмином. С принятием Закона № 148-З «лишнее звено» в виде правительства устраняется: квартальные бюджеты прожиточного минимума будет утверждать трудовое ведомство. Это потребовало внесения соответствующих изменений и в законы от 23.07.2008 № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» и от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

Вторым значимым нововведением Закона № 148-З является дополнение основных социально-демографических групп населения, для которых будет рассчитываться бюджет прожиточного минимума (сейчас это трудоспособное население, пенсионеры и дети), еще одной группой — студентами. Это объясняется тем, что студенчество представляет собой социально-демографическую группу, характеризующуюся значительной численностью (по данным Белстата, в 2012/2013 учебном году студенты составляли 72,8% от общей численности населения нашей страны в возрастной категории от 17 до 21 года), половозрастной структурой и особенной стадией социализации. В связи с этим разработчики Закона № 148-З посчитали необходимым законодательно закрепить расчет бюджета прожиточного минимума для студентов.

Закон № 148-З вступает в силу с 17.09.2014 г. Будем надеяться, что новый механизм расчета прожиточного минимума сделает этот показатель более точным и приближенным к реальной жизни.

Александр ГАНАГО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях