$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ЛЕЧИТЬ БЕЛОРУССКИМ©

11.05.2012

Отечественной фармацевтической индустрии в ближайшие 5 лет предстоит существенно укрепить свои позиции на внешнем рынке и еще больше — на внутреннем. В итоге лечиться белорусам придется в основном препаратами местного производства. О том, как это скажется на экономике страны и здоровье людей, обсуждали участники бизнес-форума «Фармацевтический бизнес в Беларуси», прошедшего в Минске в конце апреля.

 

Программа развития отрасли на 2012–2015 гг. предусматривает освоение производства 422 наименований новых лекарственных средств, сообщил заместитель директора Департамента фармацевтической промышленности Минздрава Виктор Шеин. Одна из основных целей этого процесса — максимальное импортозамещение.

 

В 2011 г. доля зарубежных производителей на белорусском фармрынке составила 551,2 млн. USD — почти 3/4 общего объема, а наших — всего 172,1 млн., или 23,8%. Собственно такое соотношение поддерживается благодаря «патриотизму» государственных учреждений здравоохранения, где 70% используемых лекарств — белорусского происхождения. Это помогло нашим компаниям опередить иностранных конкурентов по «весу» — около 60% рынка в натуральном измерении. Но планы Минздрава на будущее измеряются не в тоннах, а в СКВ. К 2015 г. запланировано занять белорусскими лекарствами половину внутреннего рынка, на четверть сократив здесь присутствие зарубежных производителей, а реализацию отечественных — удвоить, доведя до 361,65 млн. USD. Между тем в Беларуси продается продукция порядка 400 фармацевтических компаний, из которых лишь 26 — местные. При этом реализуются медпрепараты 1300 наименований, прошедших международную аккредитацию, из которых 396 освоено отечественными производителями. В целом же они выпускают около 800 наименований лекарств, часть которых дублируется несколькими предприятиями. Можно ли назвать это импортозамещением? Ведь работают они в основном на импортном сырье: извне завозится 827 субстанций, в то время как собственных на сегодняшний день зарегистрировано лишь 58.

 

«Выдавливание» с рынка иностранцев существенно изменит ценовую ситуацию на рынке лекарств. Сегодня в республике цены 260 наименований лекарств регулируются государством. При этом белорусские и иностранные дженерики, даже при полной идентичности качественных и структурных характеристик, различаются по ценам. Так, средняя стоимость импортного лекарства в 2011 г. составила 3,7 USD, в то время как отечественного — только 0,8 USD. В итоге такой социальной защиты граждан производство почти 20% белорусских медпрепаратов на внутреннем рынке были убыточны. Не исключено, что устранение импортных аналогов позволит белорусским производителям существенно поднять цены.

 

У государства имеются и другие рычаги воздействия на рынок. Одним из них может стать приказ Минздрава от 20.03.2012 № 300 «О выписывании рецептов и реализации лекарственных средств», согласно которому значительная часть лекарств с 1 июля будет отпускаться только по рецептам. В министерстве уверяют, что эта мера призвана бороться с привычкой граждан к самолечению. Однако некоторые эксперты подозревают, что его основная, хоть и неявная цель — увеличить потребление белорусских лекарств. Если врачи будут выписывать в основном их, то это, конечно, поможет отечественным производителям и сэкономит валюту в стране. А вот как это отразится на здоровье людей и качестве отечественного здравоохранения?

 

Скорее негативно, считает бывший депутат Палаты представителей, а ныне председатель Фармацевтической ассоциации Валерий Лекторов. В условиях дефицита в наших медучреждениях врачей их отвлечение на выписку рецептов сократит количество приемов. Кроме того, многие пациенты в Беларуси, страдающие патологиями, и без рецептов знают перечень и дозы применяемых лекарств. Во всем мире миллионы людей пользуются медпрепаратами свободного отпуска для решения банальных и нетяжелых проблем со здоровьем, диагностика и лечение которых не требует вмешательства врача. Такой путь лечения помогает им экономить деньги и время. Впрочем, и в Беларуси список таких лекарств обещают сделать достаточно обширным, а рецепты для тех, кто принимает какие-то препараты постоянно, собираются выписывать на квартал. Кроме того, приказ № 300 расширяет круг медработников, имеющих право выписывать рецепты.

 

В-третьих, ориентир на белорусскую продукцию вместо иностранных аналогов является спорным ввиду отсутствия исследований об их полной взаимозаменяемости в плане лечебной эффективности. Идентичной, по мнению специалистов, должна быть не только молекулярная формула производимых в Беларуси дженериков, но и технология их производства.

 

Между тем сегодня большинство белорусских предприятий испытывают технологические проблемы. Как признал В.Шеин, в настоящее время лишь 15 производств на 6 отечественных фармзаводах сертифицированы на соответствие требованиям стандарта GMP (Надлежащая производственная практика). Степень износа оборудования в отрасли составляет 60%. Зато даже эти устаревшие производственные мощности не простаивают, а загружены на 99,85% в силу высокого спроса на белорусские лекарства на внешнем рынке. В прошлом году, например, их экспорт составил 102 млн. USD. Правда, по словам генерального директора московского Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Николая Демидова, основные покупатели белорусских лекарств — среднеазиатские и кавказские страны СНГ, где есть спрос на дешевую продукцию. Например, по итогам 2011 г. наибольшую долю в стоимостном выражении она заняла на фармрынках Узбекистана и Армении — по 1,38%. В то же время на российском рынке, объем которого вырос в прошлом году на 14%, удельный вес наших лекарств снизился с 0,5% в 2010 г. до 0,32%.

 

Тем не менее белорусские власти требуют от фармацевтических предприятий страны больших успехов. Их экспорт должен вырасти втрое — до 338,9 млн. USD в 2015 г. Для этого планируется ввести дополнительные производственные мощности за счет модернизации действующих и строительства новых фармацевтических предприятий. Так, в соответствии с Указом Президента от 16.04.2012 № 174 «О некоторых мерах по развитию фармацевтической промышленности» банки должны выделить под гарантии правительства кредиты фармацевтическим организациям, реализующим инвестпроекты по созданию, техническому переоснащению и реконструкции производственных мощностей. Адресатами этой помощи станут ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» и «Экзон», РУПП «Белмедпрепараты», ПРУП «Минскинтеркапс», РПУП «Академфарм». Всего стоимость реализуемых ими в 2012–2015 гг. проектов, по которым обещано льготное кредитование, оценивается в 95,3 млн. USD. Согласно Указу за счет средств республиканского бюджета предусмотрено возмещение 75% ставки по кредиту, а также освобождение фармацевтических организаций от уплаты таможенных пошлин и НДС по технологическому оборудованию и комплектующим, необходимым для реализации инвестпроектов.

 

Кроме того, Указом предусмотрена господдержка в 2012–2015 гг. ряда предприятий отрасли в виде предоставления бюджетных средств на приобретение лицензий на лекарственные средства для лечения социально значимых заболеваний, освоение новых лекарственных средств, продвижение продукции на внешних рынках (в т.ч. проведение экспертизы, доклинических и клинических испытаний, регистрацию товарных знаков), а также освобождения от обложения таможенными пошлинами и НДС ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему.

 

Условиями оказания этой господдержки являются достижение предприятиями в 2012–2019 гг. доводимых ежегодно показателей по рентабельности продаж, удельному весу отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, а также обеспечение сроков ввода объектов в эксплуатацию при реализации соответствующих инвестпроектов.

 

Таким образом, главными стимулами для развития отрасли по-прежнему остаются административные меры и государственный протекционизм.

 

Иван МИХАЛЕВИЧ