$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ РОСТА©

17.02.2012

Белорусские автодилеры в прошлом году продали 13 436 новых легковых автомобилей — на 46% больше, чем в 2010 г., и 2839 коммерческих — на 23,7% меньше. При этом спрос на российскую технику сократился на 33%, до 2550 единиц, а автомобилей из других стран было продано на 51% больше, чем в 2010-м — 13 725 машин, сообщил на пресс-конференции председатель белорусской автомобильной ассоциации (БАА) С.МИХНЕВИЧ.

 

Наибольшей популярностью у покупателей пользовался Volkswagen, занявший 15,37% рынка, в т.ч. 12,58% — в сегменте легковых автомобилей. Российский АвтоВАЗ уступил первенство, сократив свою долю с прошлогодних 11,87% до 8,54% (10,35% по легковым). Следом идут Renault (8,05% и 9,08%), Ford (5,4%), Audi (5,37% и 6,5%) и Kia (5,04% и 6,11% соответственно).

 

По оценкам дилеров, изменились и предпочтения в классах: лучше всего продавались бюджетные модели и премиальные внедорожники. Впервые за последние несколько лет сразу 5 моделей Volkswagen попали в топ-20 лидеров продаж.

 

В нише коммерческих автомобилей впервые лидировал Volkswagen, заняв 28,6% рынка. Следом идут ГАЗ (21,66%), Peugeot — 17,44%, УАЗ — 11,48%, Ford — 6,97%. Специалисты отмечают, что класс легких коммерческих фургонов CDV замедлил падение и сократился всего на 0,95%, до 727 единиц, тогда как автомобилей грузоподъемностью 3,5 т было продано на 29,1% меньше — 2112 машин.

 

Больше половины (53,4%) всех новых легковых автомобилей и 35,1% коммерческих продано в столице, в Минской области — 12,2% и 18,35%, Брестской — 7,37% и 6,21%, Гродненской — 5,54% легковых авто, Витебской — 7,78%, Гомельской — 7,49%, Могилевской — 6,21%.

 

Основными покупателями новых легковых автомобилей были физлица — 74,58%, доля юрлиц снизилась до 25,4% с 38,2% в 2010 г. Доля граждан, купивших коммерческие автомобили, выросла до 12,11% против 5,93% годом ранее.

 

Наибольшее влияние на автомобильный рынок в 2011 г. оказали девальвация рубля, дефицит валюты и ограничения на ее покупку, снижение покупательной способности населения, удорожание кредитов, рекордные объемы «серого» ввоза в I полугодии. В текущем году автодилеры ожидают спада продаж новых автомобилей до 12 тыс. шт. По их мнению, для покупателей определяющим фактором останется цена, доля юрлиц в клиентской базе возрастет, а предпочтения сместятся в сторону более низких классов автомобилей.

 

При этом Указ от 17.01.2012 № 36 сократит не только объем автомобильного рынка, считает С.Михневич, но и повлияет на доходы государства, которое соберет меньше налогов. Одновременно снизятся доходы банков и страховых компаний. А если вновь случится девальвация, то потери у всех возрастут еще больше.

 

В числе других угроз развитию рынка С.Михневич назвал «ценовые войны» импортеров. «Все дилеры сейчас ведут переговоры с изготовителями о снижении цен для Беларуси, чтобы как-то смягчить рост цен, последовавший за новыми условиями покупки машин. Те, кто сможет получить лучшие условия от изготовителей, будут демпинговать, и война брендов и передел рынка неизбежны», — считает руководитель БАА.

 

Ожидается увеличение доли иномарок российского производства, а также моделей хорошего качества и по доступной цене, таких как Volkswagen, Kia, Renault.

 

«В новых условиях наши цены на иномарки одних и тех же моделей выше, чем у россиян. Дело в том, что закупочные цены российских импортеров привлекательнее. Большинство из них — стопроцентные дочерние компании иностранных заводов, они получают машины по внутренним ценам изготовителя и экономят еще на таможенных платежах. В этой ситуации устанавливать более высокие цены — бесперспективно. При разнице более 10% наши граждане, конечно, предпочтут покупать машины в РФ. Сейчас нам помогает временной лаг и укрепление российского рубля, но эти факторы уйдут. Поэтому мы, со своей стороны, тоже ведем переговоры с производителем об установлении специальных цен, чтобы смягчить удорожание», — рассказал С.Михневич.

 

Не принесет удешевления автомобилей и вступление России в ВТО, считает глава БАА. «В августе российское правительство будет вынуждено снизить ставки на ряд ввозимых товаров, но эта процедура будет сильно растянута во времени, и даже если ставки несколько понизятся, то необязательно этот эффект будет транслирован на рынок, — пояснил С.Михневич. — Сегодня в России обсуждается вопрос введения экологического налога для импортеров автомобилей, который призван компенсировать снижение ввозных пошлин на них. Россия понимает, что если не сохранить заградительные барьеры у себя и в целом в Таможенном союзе, АвтоВАЗу будет очень тяжело».

 

Стало быть, всю тяжесть сохранения нынешнего статус-кво будут нести потребители, желающие обзавестись новым автомобилем.

 

Анастасия ГРИГОРЬЕВА