Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Зарубежный опыт
05.12.2008 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Латыши предлагают, белорусы думают ...

Возможности

В условиях жесткой конкуренции с морскими державами бывшего СССР портовый бизнес Латвии стремится стать лидером на рынке транзитных услуг балтийского региона. В решении амбициозной задачи латыши рассчитывают на помощь белорусов.

В 2007 г. в латвийских портах перегрузили почти 62,5 млн. т, что примерно вдвое больше, чем в 1991 г. Тем не менее, в полной мере использовать свой потенциал им пока не удается.

Так, мощности Вентспилского порта составляют 60 млн. т грузов в год, но используются они лишь на 50%. Аналогичное положение в Рижском свободном порту, где в 2007 г. загрузка составила около 26 млн. т при возможной в 45 млн. т. Доиспользовать экономический потенциал портовой инфраструктуры латвийский бизнес надеется с помощью Беларуси.

В сфере транзита наша республика является второй по значимости страной-партнером Латвии вне стран Евросоюза (после России). В 2004-2006 гг. Беларусь обеспечивала около 40% загрузки Латвийской железной дороги и более трети транзита морских портов. Отсюда отправляется до 80% белорусских экспортных грузов (13-16 млн. т ежегодно), транспортируемых морским путем. Среди них большая часть нефтепродуктов (почти 10 млн. т) и 2,5-3,5 млн. т калийных удобрений.

Однако статистика последних двух лет зафиксировала уменьшение транзита главным образом за счет сокращения перевалки калийных удобрений через Вентспилский порт. По результатам 2008 г. показатель может составить менее половины прошлогоднего уровня. В 2007 г. транзит грузов был 2,5 млн. т, за 10 месяцев 2008 г. — всего 1,1 млн. т. Естественно, такая динамика беспокоит наших северных партнеров.

Для повышения привлекательности транзитного коридора надо снижать тарифные ставки по всей транспортной цепочке: от железной дороги до стивидорных компаний, занимающихся перевалкой грузов в морском порту. Другой альтернативы нет, отметил глава правительства Латвийской Республики Иварс Годманис на Национальной выставке Беларуси в Риге «Беларусь-ЭКСПО-2008».

Но слаженных действий пока не наблюдается. По информации Балтийской ассоциации транспорта и логистики, рост тарифов на транспортировку минеральных удобрений по латвийской железной дороге в направлении Вентспилса за последние годы побил все рекорды. Портовым терминалам даже приходилось покрывать за свой счет вызванные этим расходы грузовладельцев. Но, несмотря на это, многие клиенты начали искать другие пути транспортировки. Благо выбор есть.

На следующий год ситуация с Вентспилским портом также не определена. «Ни тарифная политика латвийской железной дороги, ни планируемые объемы отгрузки «Беларуськалия» нам не известны. Нужно ждать окончания переговоров», — констатирует помощник председателя правления АО «Калия Паркс» (оператора по перевалке калийных удобрений) Евгений Редико.

Однако свои позиции латвийские порты сдавать не собираются и предлагают белорусам новые условия сервисного обслуживания, участие в проектах модернизации портовой инфраструктуры и, наконец, приобретение портовых мощностей в собственность или аренду. Кстати, условия работы здесь достаточно интересные. Объекты латвийских портов имеют льготное налогообложение: 5% налог с прибыли предприятия (вместо обычных 15%), 80-100% скидка на налог на недвижимость. А субъекты хозяйствования, работающие на территории Рижского порта, имеют шанс и вовсе не платить таможенный, акцизный налоги, НДС и налог на прибыль.

Латвийская сторона также заинтересована в участии белорусов в строительстве нефтеналивного терминала (объем перевалки 10 млн. т в год) на территории Рижского свободного порта. Его ввод позволит расширить транзитный коридор Латвийской Республики, а для экспортеров — повысить качество портовых услуг. Правда, для реализации проекта потребуется минимум 3 года и 170 млн. EUR инвестиций.

Есть и другие предложения по развитию инфраструктуры. К примеру, Беларусь — главный претендент на выигрыш тендера на поставку пиломатериалов для изготовления палов (деревянных свай) в Рижский свободный порт. «Мы планируем закупать такую продукцию именно в Беларуси», — сообщил корреспонденту «ЭГ» управляющий порта Леонид Логинов.

И это далеко не все пути сотрудничества с Латвией — транзитным коридором нашего экспорта в страны ЕС. Но, по мнению белорусской стороны, они требуют дополнительного изучения. Даже в случае приобретения терминалов есть сомнения, что общая логистика перевалки белорусских грузов через латвийские порты станет дешевле. Бизнесмены думают…

Алексей ГУЛЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений