$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Энергетика

КВОТЫ НА СОЛНЦЕ И ВЕТЕР©

16.06.2015

Отечественный рынок альтернативной энергетики ждут перемены. В соответствии с Указом Президента от 18.05.2015 № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии» (далее — Указ № 209) в августе он должен работать по-новому.

В официальном комментарии говорилось, что Указ № 209 принят в целях создания более благоприятных условий для инвестиций в объекты возобновляемой энергетики и предоставления гарантий государства по их защите. Правда, действующие участники этого рынка и потенциальные инвесторы полны тревог и сомнений.

Указ готовился за закрытыми дверями и стал неожиданностью не только для отечественных и зарубежных компаний, но и для ассоциации «Возобновляемая энергетика», которая и создавалась как площадка для обсуждения подобных документов и поиска баланса интересов сторон.

Согласно Указу № 209 создание новых, модернизация, реконструкция действующих установок по использованию ВИЭ осуществляются в пределах квот, под которыми понимается суммарная электрическая мощность этих установок. Мощности дифференцируются по видам ВИЭ на определенный период времени. Такой подход в ассоциации считают весьма спорным. Возможно, имеет смысл в территориальном регулировании развития ВИЭ, чтобы они равномерно распределялись по областям, полагает исполнительный директор ассоциации Владимир Нистюк. Например, в связи со строительством АЭС на Гродненщине логично оценить там баланс мощностей энергоисточников на перспективу, чтобы не столкнуться потом с проблемой их переизбытка. Но в других регионах можно было бы развивать ВИЭ активнее.

Можно обсуждать также идею регулирования ВИЭ в зависимости от их видов, считает член правления ассоциации, директор научно-производственного ООО «Малая энергетика» Анатолий Смирнов. Но зачем вообще нужно квотирование по видам, если существуют Национальная программа развития местных и возобновляемых энгергоисточников на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 10.05.2011 № 586, Государственная программа строительства в 2011–2015 годах гидроэлектростанций в Республике Беларусь, утв. постановлением Совмина от 17.12.2010 № 1838, Государственная программа строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010–2015 годах, утв. постановлением Совмина от 19.07.2010 № 1076?

К сожалению, сегодня никто не анализирует ход реализации этих программ. Складывается впечатление, что власти о них вообще забыли. В ассоциации утверждают, что программы не выполняются. Например, в последние годы практически прекратилось строительство небольших ГЭС. Развитие гидроэнергетики нужно реанимировать, а не квотировать, считает А.Смирнов, компания которого специализируется на эксплуатации таких объектов.

В соответствии с Указом № 209 порядок установления квот по использованию ВИЭ и их распределения будет определен правительством до середины августа. По мнению учредителя ООО «Тайкун» Дмитрия Шевчука, один из рабочих проектов такого постановления допускает наличие коррупционных схем получения разрешения на создание квотируемых энергообъектов. Хочется надеяться, что в окончательном варианте этот недостаток будет устранен.

«Тайкун» — крупнейшее в Могилевской области частное предприятие, занимающееся строительством и обслуживанием электростанций на ВИЭ. На сегодня им возведено в регионе около десятка объектов, использующих энергию ветра и солнца, общей мощностью порядка 4 МВт. Согласно Указу № 209 электроэнергия, произведенная ВИЭ-установками, введенными в эксплуатацию до его официального опубликования или создание которых осуществляется на основании ранее заключенных и зарегистрированных инвестдоговоров, приобретается государственными энергоснабжающими организациями в течение 10 лет с даты ввода этих установок в эксплуатацию с применением повышающих коэффициентов, действовавших до 20.05.2015 г. Это позволит «Тайкуну» окупить свои инвестиции. Прошлый год показал, что любые отступления от первоначальных условий создают сложности для бизнеса в этой сфере. Например, постановление Минэкономики от 8.04.2014 № 29, которым были снижены с 1,3 до 1,1 коэффициенты для поставщиков электроэнергии, выработанной из гидроресурсов, и с 3 до 2,7 — солнечной, резко убавило число желающих инвестировать в объекты ВИЭ. По мнению Д.Шевчука, уже при коэффициенте 2,7 проекты по реализации солнечной электроэнергии становятся малопривлекательными.

В дальнейшем риски могут возрасти еще больше. В соответствии с Указом № 209 размеры коэффициентов, применяемых к тарифам на электроэнергию из ВИЭ и приобретаемую организациями «Белэнерго» дифференцируются в зависимости не только от вида ВИЭ, но и электрической мощности, фактического срока службы оборудования на день их ввода в эксплуатацию и ряда других параметров. В придачу коэффициенты могут быть уменьшены для отдельных претендентов — юридических лиц, не входящих в состав «Белэнерго», и ИП, намеревающихся строить ВИЭ-установки в пределах квот, по своей инициативе. По мнению частников, точно определить фактический срок службы оборудования заранее невозможно. К тому же дифференциация коэффициентов в зависимости от неких «иных параметров» оборудования позволит властям снижать стоимость покупаемой «зеленой» электроэнергии, например, исходя из года выпуска ВИЭ-установок, компании или страны-производителя, материала изготовления, соответствия какому-либо стандарту и т.д. Все это создает обстановку нестабильности и увеличивает риск субъективности и произвола чиновников.
 
Подготовил Иван МИХАЛЕВИЧ