$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

КВАНТ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ©

20.02.2015

 

Министерство экономики разработало проект Кодекса добросовестного поведения на рынке розничной и оптовой торговли, который может быть подписан производителями (поставщиками) и представителями розничных торговых сетей в качестве альтернативного способа регулирования товарных рынков. Проект опубликован на сайте министерства, чтобы все заинтересованные лица могли с ним ознакомиться и подать свои предложения. Рассмотрим некоторые положения этого документа.

Кодекс представляет собой свод рекомендуемых правил взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Иные практики не могут быть признаны противоречащими принципам разумности, добросовестности и справедливости только потому, что они не включены в кодекс или не полностью ему соответствуют. Основными целями кодекса являются:

– формирование практик взаимодействия, основанных на принципах добросовестности, при заключении и исполнении договоров между поставщиками и торговыми сетями и обеспечение баланса коммерческих интересов торговых сетей и поставщиков;

– повышение эффективности взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками и оптимизация издержек по всей цепочке поставок;

– регламентация преддоговорного процесса (в т.ч. порядок и стадии заключения договоров; перечень документов, необходимых для их заключения; сроки рассмотрения пакета документов; порядок принятия окончательного решения относительно потенциальных контрагентов, порядок информирования контрагентов о результатах указанных процедур);

– создание условий для соблюдения всеми участниками рынка этических правил использования рыночной силы и содействие развитию конкуренции на рынке;

– содействие в удовлетворении потребностей покупателей в качественных потребительских товарах.

Правила, содержащиеся в кодексе, могут применяться поставщиками и торговыми сетями на территории Республики Беларусь в качестве делового обыкновения в преддоговорных и договорных отношениях в рамках договоров поставки и оказания услуг и не распространяются на их взаимоотношения, складывающиеся на территории других стран.

Положения кодекса не являются обязательными для торговой сети и/или поставщика за исключением случаев выражения соответствующим хозяйствующим субъектом письменного согласия с положениями кодекса.

Такой подход в различной форме применяется в разных странах. Например, в Великобритании, где специальных законов о торговле нет, с 2002 г. действует Кодекс добросовестных практик продуктовых ритейлеров. В нем декларируется приоритет честности деловых отношений с поставщиками, запрещается изменение договора поставки задним числом по инициативе продавца, хотя сроки поставки могут быть пересмотрены. Запрещаются задержка платежей; принуждения к оплате платежей за маркетинг, «место на полке» и продвижение товара, если иное прямо не указано в соглашении о продвижении. Кодекс предусматривает возможность исключения поставщика лишь на основе объективных коммерческих причин, с обязательным его уведомлением до прекращения поставки, что обеспечивает поставщику уверенность в отношениях с контрагентом. Предусматривается рассмотрение споров сетей и поставщиков сразу в арбитраже и на основании кодекса.

В России 14.12.2012 г. участниками Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) был подписан Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, согласованный с Федеральной антимонопольной службой РФ. Впрочем, многие его нормы носят чисто декларативный характер или дублируют гражданское и антимонопольное законодательство, а также закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», а потому в реальности этот документ не получил признания у компаний, которым адресован.

Трудно сказать, как сложится судьба белорусского проекта, являющегося своеобразным дополнением к нормам Гражданского кодекса, регламентирующим вопросы заключения договоров, расчеты, исполнение обязательств, а также декларирующим презумпцию добросовестности участников хозяйственного оборота (ст. 290 ГК), законов от 8.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» и от 9.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей», а также Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утв. постановлением Совмина от 3.09.2008 № 1290.

Кодекс основывается на главных принципах гражданского права, а именно принципах признания равенства участников гражданского оборота, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В кодексе декларируется предсказуемость определения торговых условий в договорах (прозрачность критериев отбора контрагентов, зависимость торговых условий от эффективности совместной работы, соразмерность штрафных санкций потерям пострадавшей стороны). Все это должно способствовать развитию конкуренции, формированию партнерских отношений, оптимизировать издержки и минимизировать потери. При этом как поставщики, так и торговые сети вправе принимать любые предусмотренные действующим законодательством меры для ограничения доступа конкурентов к индивидуальным коммерческим условиям договоров и иной конфиденциальной информации.

Каждый поставщик и торговая сеть самостоятельно несут предпринимательские риски и определяют источники формирования своей прибыли. При этом одним из основных источников признается наценка, а прочие условия могут зависеть от достижения целей по объемам продаж, развитию брендов, повышению уровня лояльности потребителей и других экономически обоснованных критериев.

Обмен информацией осуществляется между поставщиком и торговой сетью на добровольной основе в соответствии с требованиями законодательства при обеспечении конфиденциальности. Все договоренности, включая соглашения о намерениях, подлежат письменной фиксации, не допускаются мнимые и притворные сделки. Кроме того, кодекс призывает обеспечивать предсказуемость объема и графика заказов для оптимизации издержек.

В кодексе устанавливаются принципы взаимоотношений торговых сетей и поставщиков в части обеспечения качества потребительских товаров, а также перечень добросовестных практик. К ним относятся правила выбора контрагента, документального сопровождения переговоров по согласованию, изменению условий и расторжению договора, согласования его условий на основе взаимовыгодных договоренностей, в т.ч. по ценам и другим условиям, вводу потребительского товара в ассортиментную матрицу торговой сети и выводу из нее (включая расторжение договора и вывод товара под собственным товарным знаком), установление неустойки в случае нарушения обязательств, порядок размещения заказа на поставку потребительских товаров, в т.ч. под собственным товарным знаком. Так, при размещении торговой сетью заказа он считается согласованным сторонами и обязательным для его исполнения после подтверждения возможности его исполнения поставщиком в порядке, определяемом договором поставки. Поставщик и торговая сеть согласуют минимальный объем заказа в одну точку доставки («квант заказа») за единицу времени, максимальный единовременный объем заказа, адреса доставки, а также процедуру размещения, согласования и изменения заказа.

Кроме того, предлагается регламент приемки товаров и обмена документами, согласование проведения мероприятий по продвижению товаров, в т.ч. предусматривающих снижение цены поставщиком и предоставление торговой сетью скидки, а также предоставление отчетов о проведении таких мероприятий. Отдельные статьи кодекса посвящены взаимозачетам, реализации проектов категорийного менеджмента и возмещению расходов торговой сети в связи с претензиями потребителей. Кодекс может применяться присоединившимися к нему поставщиками и торговыми сетями только после получения от антимонопольного органа подтверждения о соответствии его положений действующему антимонопольному законодательству.

Отдельные нормы кодекса могут помочь участникам рынка выбрать правильную линию поведения в некоторых ситуациях. Однако, поскольку предполагается, что документ носит рекомендательный характер, а присоединение к нему — дело добровольное, многие компании, вероятно, предпочтут ограничиться соблюдением прямых предписаний законодательства, тем более, что за их нарушение предусмотрены вполне конкретные санкции — от административных штрафов до закрытия торговых объектов по Указу № 567.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА