Квалификационные требования к топ-менеджерам
В последнее время на предприятия часто поступают приглашения на переподготовку, в которых упоминаются изменения квалификационных требований к управленцам – руководителям и членам советов директоров (наблюдательных советов). В связи с этим в редакцию «ЭГ» обращаются читатели с просьбой разъяснить порядок действий при приеме на работу и организации труда топ-менеджеров.
Например, Белорусский национальный технический университет в этом году организовал на базе высшего образования переподготовку по специальности «корпоративное управление» с присвоением квалификации «топ-менеджер-экономист». В рекламном приглашении кафедра «Организация и анализ предпринимательских процессов» ссылается на постановление Совмина от 12.01.2017 № 18 «Об утверждении комплекса мер по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы», утверждая, что в нем указано следующее: генеральный директор, финансовый эксперт, корпоративный секретарь, представитель государства в органах управления хозяйственных обществ, член коллегиального исполнительного органа хозяйственных обществ должны обязательно иметь квалификацию «топ-менеджер-экономист» по специальности «Корпоративное управление». Поэтому во исполнение указанного постановления БНТУ организовал переподготовку слушателей, которые после обучения смогут занимать любые руководящие должности, в т.ч. перечисленные, в открытых акционерных обществах.
Однако в постановлении Совмина № 18 нет указанных обязательных требований к руководителям ОАО. В п. 104 комплекса мер говорится лишь об организации подготовки и переподготовки специалистов в сфере корпоративного управления, а в п. 102 – о внедрении в стратегически значимых организациях передовых мировых практик корпоративного управления с привлечением профессиональных управляющих.
Содержатся ли квалификационные требования к таким руководителям и специалистам в действующем законодательстве? Обязаны ли они проходить переподготовку по специальности «корпоративное управление» и грозит ли чем-либо ее отсутствие? На эти вопросы по просьбе редакции «ЭГ» отвечает заместитель начальника главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты Елена Секержицкая.
Исходя из ч. 2 ст. 61 ТК отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), иными квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке.
Требования к знаниям и квалификации для должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее – служащие) определяются на основе квалификационных характеристик, содержащихся в выпусках ЕКСД.
Согласно п. 9 Общих положений ЕКСД, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 2.01.2012 № 1, наличие у служащего диплома о высшем (среднем специальном) образовании по специальности, не соответствующей квалификационным требованиям, предполагает, как правило, необходимость освоения им содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное) образование, в соответствии с профилем (направлением) образования, специальностью, которые указаны в разделе «Квалификационные требования» квалификационных характеристик.
Кроме того, при приеме служащего на работу наниматели могут устанавливать дополнительные требования к образованию, а также к опыту и стажу работы в зависимости от вида экономической деятельности организации (структурного подразделения), особенностей организации труда, характера трудовой функции и других факторов.
Статьей 2201 ТК определено, что наниматель обеспечивает профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. В иных случаях необходимость профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников определяет наниматель.
Таким образом, в каждом конкретном случае решение принимает наниматель самостоятельно с учетом изложенных норм законодательства.
Кроме того, обращаем внимание, что обязательным условием установления наименований должностей являются наличие этих наименований в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих», утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 22.10.2009 № 125 (далее – ОКРБ 006-2009), и наличие квалификационных характеристик в ЕКСД. При этом ОКРБ 006-2009 не содержит наименований должностей финансовый эксперт, корпоративный секретарь, представитель государства в органах управления хозяйственных обществ, член коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества.