$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Недвижимость

«КВАДРАТ» С ГОСПОДДЕРЖКОЙ И БЕЗ НЕЕ©

28.02.2014

Судя по заявлениям правительства, сложная ситуация в экономике заставляет изменить подходы к жилищному строительству: ставка будет делаться на максимальное привлечение внебюджетных источников финансирования. Такая постановка вопроса беспокоит тех, кто не один год простоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Их интересует, сколько квартир и за какие средства планируется построить в ближайшие годы, кто вправе рассчитывать на льготные кредиты, будет ли государство поддерживать индивидуальное жилищное строительство.

Мы отобрали из редакционной почты вопросы, касающиеся программы строительства жилья в 2014 г., и попросили ответить на них члена отделения Межрегиональной общественной организации «АЖКХ» (Академия жилищно-коммунального хозяйства) Виктора САВИЦКОГО.

В текущем году в соответствии с постановлением Совмина от 31.12.2013 № 1191 «О мерах по выполнению заданий на 2014 год по строительству жилых домов и объемах ввода в эксплуатацию общей площади жилых домов в 2015 году» (далее — постановление № 1191) планируется сдать 5 млн. м2 общей площади жилых домов (в прошлом году введено 5,2 млн. м2 при плане 6,5 млн. м2). Брестской области доведено задание построить 770 тыс. м2 жилья, Витебской и Могилевской — по 410 тыс., Гомельской — 650 тыс., Гродненской — 660 тыс., Минской — 1100 тыс. и Минску — 1000 тыс. м2. Для того чтобы исключить долгострои, в I квартале следует сдать не менее 15%, в I полугодии — не менее 45% и за 9 месяцев 2014 г. — 75% годового объема. Также должен быть создан задел под программу жилищного строительства на следующий год (в 2015 г. также запланировано возвести 5 млн. м2).

В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях предстоит возвести 1500 тыс. м2 (24% от общего объема). По регионам установлены конкретные задания, а также объемы финансирования по строительству и реконструкции жилья непосредственно в сельхозорганизациях (всего 1635 жилых домов и квартир общей площадью 127,8 тыс. м2) для состоящих на квартирном учете специалистов, работников этих организаций и работников организаций социально-культурной сферы в сельской местности.

Граждане, состоящие на квартирном учете, беспокоятся, что уменьшится объем жилья, которое строится с господдержкой. Так ли это?

— Для тех, кто осуществляет жилищное строительство с господдержкой, предусмотрено ввести в эксплуатацию, как и в прошлом году, 2500 тыс. м2.

В городах в многоквартирных жилых домах для очередников построят 2100 тыс. м2, что составляет 82,4% от общего объема городского жилищного строительства (многоквартирные дома).

Впервые запланировано строительство жилья для очередников в рамках программ госзаказа — 728,3 тыс. м2. Напомним, что механизм финансирования и организации жилищного строительства по госзаказу введен Указом Президента от 8.05.2013 № 215 «О некоторых мерах по совершенствованию строительства (возведения, реконструкции) жилых помещений». Его суть в том, что очередники, имеющие право на получение льготных кредитов на строительство жилья, полностью освобождаются от участия в инвестиционном процессе на этапе строительства и им предоставляется в установленном порядке готовое жилье одновременно с кредитными обязательствами (т.е. кредитная линия оформляется перед сдачей дома). Для этого госзаказчикам передаются все связанные со строительством финансовые и административные ресурсы, а также права и ответственность за планирование, координацию действий участников инвестиционного процесса, сроки, качество и контроль стоимости жилья.

На жилье по госзаказу могут претендовать все те граждане, кто по Указу Президента от 6.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее — Указ № 13) имеет право на получение льготных кредитов: многодетные семьи; сироты; молодые семьи с двумя несовершеннолетними детьми; проживающие более 10 лет в общежитии; проживающие и работающие в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек; получающие жилье в городах-спутниках и т.д.

Что касается заданий по строительству жилых помещений социального пользования, то оно составит 51,9 тыс. м2 для 964 семей, для многодетных семей построят 490,6 тыс. м2 (5559 семей) и для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, — 32,9 тыс. м2 (602 семьи). Для 986 граждан, проживающих не менее 10 лет в общежитиях, будет возведено 54,3 тыс. м2 общей площади жилья. Определены задания и источники финансирования строительства в 2014 г. (по областям и Минску) индивидуальных жилых домов общей площадью 1895 тыс. м2.

В последнее время правительство возлагает большие надежды на арендное жилье. Сможет ли государство стать главным арендодателем? Что касается граждан, то многих смущает, что при заселении в арендное жилье их снимут с квартирной очереди...

— Что касается главного арендодателя, то эта задача на перспективу, пока что правительство делает первые серьезные шаги в данном направлении. Так, если сравнить программу строительства жилья на 2012 г., утвержденную аналогичным постановлением Совмина от 6.11.2012 № 1023, с нынешней, то окажется, что в 2014 г. по сравнению с предыдущим планируют меньше построить жилья для многодетных, социального и жилья для отселения из ветхих и аварийных домов, больше — для проживающих не менее 10 лет в общежитиях. А вот жилых помещений коммерческого использования госжилфонда для предоставления гражданам на условиях договора найма планируется построить 320 тыс. м2 общей площади, т.е. на 100 тыс. м2 больше, чем в 2013 г.

Арендное жилье госжилфонда предназначается для заселения гражданам как состоящим, так и не состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, во временное владение и пользование за плату. Но в первую очередь в него заселяют очередников. «ЭГ» уже писала, что арендное жилье не подлежит приватизации, обмену, разделу, продаже и сдаче по договору поднайма. Получение коммерческого жилья является формой улучшения жилищных условий, за исключением предоставления его на период трудовых (служебных) отношений, поэтому заселившиеся в него граждане снимаются в установленном порядке с квартирного учета. Напомню еще раз: если в таком жилом помещении обеспеченность общей площадью превысит установленный норматив для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (менее 15 м2, а в Минске — менее 10 м2 на одного человека), это будет являться основанием для снятия с квартирного учета.

Согласно Указу от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» (далее — Указ № 563) арендная плата рассчитывается исходя из размера базовой ставки платы за пользование таким жильем, устанавливаемой Совмином (сегодня — 0,2 базовой величины за 1 м2), с применением понижающих и повышающих коэффициентов, определяемых облисполкомами и Мингорисполкомом в зависимости от степени благоустройства и места нахождения жилых помещений.

Напомним, что в соответствии с Указом № 563 планируется до 1.04.2014 г. перевести в разряд арендного большую часть заселенных служебных и специальных жилых помещений, а после 1.07.2016 г. — еще и не приватизированные на эту дату гражданами квартиры госжилфонда.

Очевидно, что новые подходы к жилищному строительству будут реализовываться поэтапно. Для этого необходимо создавать условия для развития ипотеки, системы жилищно-строительных сбережений, жилищно-строительных облигаций и т.д. Пока что правовая база для этого в полном объеме не создана.

Из каких источников будет финансироваться жилищное строительство?

— В соответствии с постановлением № 1191 всего для выполнения годового задания по вводу в эксплуатацию жилья потребуется 39 984 млрд. Br. Намечено, что эти потребности на 46,6% будут покрыты средствами населения (18 617 млрд. Br), на 39,5 % — кредитными ресурсами банков (15 802,5 млрд. Br, в т.ч. 14 764 млрд. Br — на льготные кредиты), на 5,3% — средствами организаций, включая займы и др. (2100 млрд. Br), и на 8,6% (3464,5 млрд. Br) — средствами республиканского и местных бюджетов, включая субсидии очередникам на строительство жилья. Для сравнения: в прошлом году за счет средств населения финансировалось 62,5% строительства, за счет банков — 28,5%, за счет предприятий и организаций — 5%, из бюджета — 4%.

Таким образом, значительно увеличивается в общем объеме доля кредитных ресурсов, в т.ч. с 26,8% в 2013 г. до 36,9% в 2014 г. вырастет удельный вес льготных кредитов.

Для строительства (реконструкции) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки, включая районы индивидуальной жилой застройки, в 2014 г. потребуется 6100,5 млрд. Br, в т.ч. 3130,4 млрд. Br — из средств республиканского бюджета, 2920 млрд. Br — из местных бюджетов. Из общего объема финансирования 1650 млрд. Br (27%) должно быть направлено на создание инженерной и транспортной инфраструктуры в районах индивидуальной жилой застройки.

Как и в предыдущие годы, облисполкомам и Мингорисполкому предписано при необходимости обеспечить дополнительное финансирование из местных бюджетов, в т.ч. за счет средств, поступающих от приватизации жилья, продажи и сдачи земельных участков в аренду и др. Им и республиканским органам госуправления, иным госорганизациям, подчиненным правительству, поручено также обеспечивать привлечение средств подчиненных им (входящих в их состав) организаций для финансирования жилищного строительства путем предоставления работникам этих организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья. В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона от 31.12.2013 № 95-З «О республиканском бюджете на 2014 год» (далее — Закон № 95-З) областные и Минский городской Советы депутатов обеспечивают направление средств из соответствующих местных бюджетов на предоставление гражданам одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья и погашение задолженности по льготным кредитам, полученным на эти цели; оказание финансовой поддержки молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья, в т.ч. приобретение не завершенных строительством капитальных строений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, за исключением льготных кредитов, предоставленных гражданам в соответствии с законодательными актами; строительство (реконструкцию) или приобретение жилья для переселения граждан из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях жилых помещений республиканского и коммунального госжилфонда (по территориальному признаку), признанных в установленном порядке непригодными для проживания.

Согласно п. 3 ст. 23 Закона № 95-З областные Советы депутатов направляют из местных бюджетов средства организациям, осуществляющим деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, на финансирование строительства (реконструкции) и (или) приобретение жилых помещений для граждан, постоянно проживающих и работающих на селе.

Источником финансирования будет являться и часть субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей на финансирование расходов по индексированным в установленном порядке жилищным квотам (ИПЧ «Жилье»). Общая сумма передаваемых субвенций на эти цели составляет 271 млрд. Br, в т.ч. Брестской области — 75 млрд., Витебской — 18 млрд., Гомельской — 50 млрд., Гродненской — 48 млрд., Минской — 60 млрд., Могилевской области — 20 млрд. Br.

Предусмотрена также передача субвенций из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и Минска (подп. 1.2.6 и 1.2.7 ст. 6 Закона № 95-З) на проектирование и строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки в сумме 2030,4 млрд. Br и др.

И, конечно же, очередников интересует, сколько будет стоить в 2014 г. квадратный метр жилья?

— Постановление № 1191 требует от облисполкомов и Мингорисполкома совместно с Минстройархитектуры принять меры по сдерживанию роста стоимости строительства жилья с господдержкой и за счет бюджетных средств, обеспечив использование проектов (серий) экономичных жилых домов типовых потребительских качеств (их перечень утверждается Минстройархитектуры). При формировании программ госзаказа на строительство рекомендуется максимально применять проекты таких домов в крупнопанельном исполнении. Также исполкомам и Министерству необходимо расширять ассортимент продукции индустриального домостроения, создавать системы услуг по возведению индивидуальных домов и оказывать помощь в обеспечении стройматериалами.

Установлен единый предельный норматив стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения в размере 6,1 млн. Br. Данный норматив применяется, в частности, при определении максимального размера льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения (подп. 1.4 Указа № 13) и при расчете базовой доли субсидии на указанные цели.