$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Кузница современных кадров

20.05.2008

Сегодня Белорусскому государственному экономическому университету — одному из ведущих вузов страны — исполнилось 75 лет. Возраст «именинника», огромный опыт подготовки кадров, признанный не только у нас, но и за границей, профессорско-преподавательский состав — вот те факторы, которые позволяют занимать лидерские позиции. В день рождения университета на вопросы «ЭГ» отвечает ректор БГЭУ доктор экономических наук Владимир ШИМОВ.

— Владимир Николаевич, как вы оцениваете спрос на кадры экономических специальностей со стороны народнохозяйственного комплекса?

— О потребностях можно судить в первую очередь по распределению молодых специалистов. В нашем университете за последние 3-4 года практически 100% распределение студентов-бюджетников. Более того, в этом году мы не удовлетворили заявки, которые поступили к нам, в частности, по таким специальностям, как финансы, логистика и некоторым другим. Мы также отслеживаем информацию центров занятости населения: наших выпускников — экономистов и юристов — там практически нет, при том что в год мы выпускаем порядка 6 тыс. специалистов.

— Очевидно, что рынок труда меняется. Какие специалисты, на ваш взгляд, будут наиболее востребованы в перспективе?

— Рынок прежде всего растет в сторону разнообразия требуемых специальностей. В 2000 г. мы готовили специалистов по 11 специальностям, сейчас — по 22. Кроме того, добавили 16 специализаций. Ведем мониторинг опыта других стран, а также изучаем отечественный рынок. Соответственно некоторые специальности добавляем, а некоторые исключаем из образовательного процесса. Безусловно, перспективными останутся базовые: экономика и организация промышленного производства, бухгалтерский учет и финансы. Недавно мы начали готовить специалистов в области экономической информатики и кибернетики и видим, насколько эти ребята сегодня востребованы предприятиями.

— Можно ли говорить, что в Беларуси проблема «перепроизводства» экономистов, обозначившаяся в 90-е годы, сегодня снята?

— Проблемы нет в отношении кадров хорошего уровня, но имеет место «перепроизводство» недостаточно подготовленных. По этой причине сегодня многие министерства, предприятия определили для себя четкий круг вузов, у которых берут выпускников. К слову, лично мне симпатичнее активность и методы подбора специалистов, которые применяют негосударственные предприятия в сравнении с государственными. Частные организации работают с будущими работниками со студенческой скамьи: за год-два до выпуска присылают своих представителей, берут ребят к себе на практику… Среди госструктур наиболее активны банки.

— Как вы оцениваете средний уровень подготовки белорусских выпускников-экономистов?

— Оценить подготовку можно по нескольким направлениям. Во-первых, это участие студентов в международных конкурсах. Как правило, белорусы не возвращаются без дипломов высшей категории. Во-вторых, мы отправляем наших ребят в рамках включенного образования на год в другие университеты мира, к примеру французские. В рейтинговых листах успеваемости они также занимают первые позиции. Это говорит о том, что в целом качество подготовки у нас хорошее. Но опять подчеркну, оно дифференцировано в зависимости от вуза.

— В чем плюсы и минусы достаточно большого количества учебных заведений республики, которые готовят кадры экономических специальностей?

— Наличие конкуренции — это уже плюс. Это держит в определенном тонусе любое учебное учреждение. А минусы — недостаточная подготовленность профессорско-преподавательского состава в некоторых вузах.

— Владимир Николаевич, чего стоит ожидать от вступительной кампании в БГЭУ в этом году?

— Серьезных изменений в правилах приема нет, и это, я считаю, к лучшему. По некоторым специальностям появилось собеседование, в этом году его прошли более 500 абитуриентов. По результатам собеседования мы рекомендовали к зачислению большинство из них. Система тестирования осталась, как и в прошлом году. Мы ее оцениваем очень положительно, поскольку она делает вступительную кампанию прозрачной, объективно позволяет отобрать самую подготовленную молодежь. Об этом свидетельствует и повысившаяся в последние 2-3 года успеваемость студентов.

— Все актуальней становится вопрос интеграции национальной экономки в мировую. Аналогичное требование предъявляется и к системе образования. Выполняется ли оно?

— БГЭУ практикует разнообразные формы международного сотрудничества. Первое — это заключение договоров между учебными заведениями, у нас их около 70. В соответствии с ними обмениваемся профессорско-преподавательским составом, участвуем в совместных разработках, проводим международные конференции по актуальным проблемам экономики и учебного процесса. Мы также входим в ряд международных организаций, объединяющих высшие учебные заведения. Сотрудничаем с виртуальным институтом ЮНКТАД/ООН, который занимается вопросами промышленности. Отслеживаем информацию в глобальной сети Интернет и пр. Считаю, что мы интегрированы в мировую проблематику высшей школы на серьезном уровне.

— Можно ли говорить, что белорусское высшее образование, в частности экономическое, больше не является «периферией» по отношению к московской высшей школе и представляет собой самодостаточную, утвердившуюся систему?

— Я бы хотел отметить огромное положительное влияние, которое оказала Российская Федерация на нашу систему высшего образования. Именно оттуда приходили многие школы: как кадры, так и материальная база. И даже после приобретения Беларусью суверенитета основная методология вырабатывалась в Москве. В то же время в последние годы Россия активно меняла образовательные стандарты высшей школы, нас это миновало. Мы смогли сохранить все лучшее, что было при Советском Союзе и значительно укрепили качество подготовки специалистов. Сегодня наша система образования самостоятельна и в чем-то авангардна по отношению к украинской или российской.

— В качестве одного из государственных приоритетов назван инновационный путь развития экономики. Одновременно звучит критика в адрес университетской науки, которая, по мнению экспертов, не задействует свой потенциал…

— Тут есть проблемы. Это связано с тем, что науку в университетах делают преподаватели, а у них большая нагрузка в аудиториях. Следовательно, в большинстве случаев наука для них — хобби. Во всем мире университеты — это не только учебные, но и научные учреждения. Поэтому при крупных вузах надо активно развивать научно-исследовательские организации. При такой схеме штатные сотрудники НИИ могут на полставки работать в университете и нести передовое студентам, а профессура может быть задействована в проработке тех или иных научных проблем.

Не все так плохо уже сейчас. Ученые нашего университета, к примеру, принимают участие в разработке различных национальных программ. Кроме того, все без исключения кафедры БГЭУ имеют хоздоговоры с министерствами, ведомствами и предприятиями, для которых решают те или иные научные проблемы. За последние 5 лет мы резко увеличили объем выполнения работ и в 2007 г. вышли на цифру в 1 млрд. 250 млн. Br.

— Благодарим за интервью и поздравляем с праздником.

Беседовал Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях