$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

«КУРСОВАЯ» ОПРЕДЕЛИТ КУРС©

30.03.2012

Одобрение правительством проекта концепции развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 г. без должного ее обсуждения в широких деловых кругах разочаровало представителей бизнес-союзов, научной и деловой общественности. Между тем содержание документа, видение целей и путей их достижения (см. «ЭГ» № 21 от 16.03.2012 г.) вызывают массу вопросов. Об этом свидетельствовала дискуссия, состоявшаяся на прошлой неделе в Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА).

«Оценивая концепцию как курсовую, семерку я бы поставил, но дипломный проект я бы завернул, на диплом она не тянет», — заявил заведующий кафедрой Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Георгий Гриц. Документ своевременный, но он скорее выполнен не во исполнение поручения правительства, а в его неисполнение, считает он. Недостаточно проанализированы исходные данные макроэкономической ситуации в мире, есть отсылки на исследования еще 90-х годов, когда большинство экономистов даже не рассматривали кризисные сценарии развития. В ней нет должного анализа последствий вступления России в ВТО. По мнению Г.Грица, авторы концепции толком не понимают, какие угрозы этот процесс несет нашей экономке, «ведь пуля уже выстрелила и летит, поэтому беспредметно обсуждение в формате «нравится — не нравится», когда Беларусь вынуждена следовать за РФ, а ее обязательства перед ВТО приоритетнее обязательств перед партнерами по ЕЭП». Уже в июле Россия начнет снижать ставки таможенных пошлин (а значит, они будут снижены в рамках Единого таможенного тарифа России, Беларуси и Казахстана), притом что некоторые из них стратегически важны для нашей экономики.

Отсутствует даже анализ последствий вхождения Беларуси в ЕЭП, что уже стало политической и экономической реальностью. Авторы концепции рассуждают о создании новых производств на базе локомотивов белорусской промышленности, однако в свете перспектив приватизации и смены собственников никто не задается вопросом, а будут ли нужны новым владельцам эти проекты и станут ли они их реализовывать. Призыв строить инновационную промышленность, что требует колоссальных вложений, не подкреплен доступными финансовыми ресурсами. В целом, по мнению Г.Грица, у разработчиков документа не было должных исходных данных, чтобы качественно оценить внутренние и внешние перспективы развития отечественной промышленности. При разработке стратегических правительственных документов в других странах принято задействовать авторитетные международные агентства и институты, на оплату их услуг расходуются немалые средства. У нас работа выполнена четырьмя десятками членов рабочей группы, в основном из числа представителей Минэкономики, за должностные оклады.

Перспективы скорой разработки программы развития промышленности до 2020 г. на основе концепции, не прошедшей должного экспертного обсуждения, а также иных нормативных актов в ее развитие грозят направить белорусскую экономику по ложному пути, полагает Г.Гриц.

По мнению главного редактора «Экономической газеты» Леонида Фридкина, эта «курсовая работа» повторяет ошибки прежних программ. Реализация планов, заложенных в концепцию, предполагает финансирование в объеме порядка 90 млрд. USD. Однако ее авторы плохо представляют себе источники поступления средств, непростая ситуация на мировых финансовых рынках игнорируется, а возможности белорусских предприятий по самофинансированию преувеличены. В целом в ходу посыл, «если нам нужны деньги, то они обязательно найдутся».

Реализация планов по привлечению инвесторов, переходу на инновационный путь развития требует серьезных институциональных преобразований. Концепция о них упоминает, однако пока власти не продемонстрировали соответствующей политической воли. К примеру, принятые в прежние годы программы приватизации не выполнены, а другие структурные реформы подменяются косметическими изменениями.

«Неоправданно оторван от реальности набор терминов типа ГЧП, кластеры и т.д.», — считает Л.Фридкин. Фантастическими выглядят планы по наращиванию экспорта. При этом почему-то не берется в расчет тот факт, что программы развития многих российских предприятий-конкурентов нацелены на то, чтобы занять все постсоветское пространство (наши традиционные рынки). Эти программы не просто не учитывают интересы белорусских производителей, они их уничтожают. Можно, конечно, порассуждать об освоении новых рынков Африки, Латинской Америки, но это процесс не одного года и потребует немалых средств.

Планы построения промышленной политики до 2020 г. не содержат должного анализа рисков, а потому они мало интересны серьезным инвесторам, на которых рассчитывает белорусское правительство.

Есть и такие бизнесмены, которые не видят смысла в разработке концепции промышленного развития, пока в стране не решены стратегические вопросы проведения макроэкономической политики, заметил председатель БНПА Александр Швец. До сих пор нет конкурентной среды среди субъектов хозяйствования разных форм собственности, а на частный бизнес ставку никто не делает. Многие принципиальные вопросы правительство обсуждает само с собой (в лице проправительственных профсоюзов или бизнес-ассоциаций). К примеру, рассмотрение обсуждаемой концепции, пока в нее еще можно было вносить изменения, не вышло за пределы Белорусской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП».

На встрече в БНПА замгендиректора БелАПП Александр Еськов призвал всех желающих вносить свои предложения в ассоциацию, правда, касаться они уже могут только проекта программы развития промышленного комплекса до 2020 г., которая является следующим после концепции этапом и будет основываться на ней.

При этом А.Еськов поспешил заверить, что даже в формате узкого обсуждения концепцию изучили и одобрили руководители крупнейших промышленных предприятий страны. И доводы о том, что у топ-менеджеров отечественной промышленности нет четких планов развития, что они не готовы к растущей конкуренции и поиску новых рынков сбыта, не имеют под собой почвы. «Развитие сбыта — это вопрос № 1 на предприятиях. Директора встают и ложатся спать с этой проблемой в голове», — заверил он.

Очередное обсуждение основ промышленной политики предлагается провести на собрании Конфедерации промышленников и предпринимателей (нанимателей), куда, к слову, помимо БелАПП входит большинство бизнес-союзов и ассоциаций Беларуси. Видимо, там «курсовой» и предстоит приобрести очертания курса до 2020 г.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО