$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

КУРИЛЬЩИКОВ ЖДУТ РЕЗЕРВАЦИИ©

25.10.2013

и высокие цены

Министерство здравоохранения вынесло на публичное обсуждение проект закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма», в соответствии с которым расширяется перечень мест, где курение запрещено. Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые сегодня обязаны запрещать курение на своих территориях и в закрытых помещениях, также должны будут контролировать соблюдение законодательства в этой области.

Сегодня в Беларуси запрещено курить в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения, в некоторых заведениях общепита, в помещениях органов госуправления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, во всех вокзалах, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена, в общественном транспорте.

ЗАКОНОПРОЕКТОМ предлагается этот список расширить, включив в него, например, остановки общественного транспорта. Там, где запрет введен с оговоркой «за исключением мест, специально предназначенных для курения», планируется сделать его полным — например, в поездах дальнего следования.

Зоной, свободной от курения, предлагается объявить все объекты питания. Так что выделение зон для курящих и некурящих в кафе или ресторанах должно смениться единой территорией без дыма.

Чтобы снизить доступность табачных изделий, предлагается продавать их в городах только в торговых объектах площадью не менее 50 м2, на селе — не менее 25 м2 и полностью запретить их реализацию на выставках, ярмарках, на расстоянии менее 100 м от учреждений образования, на территориях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, на станциях метрополитена, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных и бытовых услуг, общепита.

Ужесточат и требования к рекламе: нельзя будет распространять сигареты бесплатно, использовать товарный знак, служащий для индивидуализации сигарет, на других видах товаров, а также демонстрировать потребление табака во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях. Так что, надо полагать, герои будущих фильмов окажутся на экране некурящими, даже если их реальные прототипы таковыми были. Планируется запретить выкладку и демонстрацию табачных изделий в магазинах, в т.ч., как это практикуется сегодня, над кассами. Информация о наличии той или иной марки сигарет по законопроекту должна доводиться продавцом до покупателя с помощью прейскурантов. Видимо, законодатели полагают, что это затруднит поиск зелья и доступ к нему если не заядлых, то хотя бы не самых активных курильщиков.

По данным соцопросов, более 56% белорусских курильщиков хотели бы избавиться от пагубной привычки. Власти намерены им помочь, хотя в законопроекте данная норма пока сформулирована довольно декларативно: «осуществление мер по оказанию медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака и лечение табачной зависимости, является обязательством республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов».

В целях снижения спроса на табачные изделия, согласно законопроекту, будут устанавливаться минимальные розничные цены на табачную продукцию, а ставки акцизов в отношении нее должны увеличиваться темпами, превышающими прогнозируемый уровень инфляции. Интересно, что государственное регулирование цен на табачные изделия было отменено с 1.01.2012 г. С тех пор субъекты хозяйствования при розничной торговле должны руководствоваться ценами, не превышающими заявленные плательщиками акцизов в уведомлении о максимальной розничной цене сигарет с фильтром (п. 6 ст. 112-1 НК). Что касается акцизов, то они на табачные изделия исправно растут и, как запланировано в ряде программных документов, будут расти и впредь (см. «ЭГ» № 61 от 23.08.2013 г. — «Акциз на страже здоровья»).

Проект закона еще будет дорабатываться и поступит в Палату представителей, вероятнее всего, в следующем году. При этом открытым остается вопрос экономических последствий борьбы с курением. По оценке Минэкономики, внутренний спрос на сигареты оценивается в текущем году в 32,5 млрд. штук и на 98,8% должен удовлетворяться за счет отечественного производства. Налоги от производства и продажи сигарет составляют существенную долю в доходах бюджета и компенсировать их чем-либо не так просто — разве что путем наращивания экспорта. Однако антитабачные меры, принимаемые у нас, как раз направлены на реализацию рамочной конвенции ВОЗ «О борьбе против табака» от 21.05.2003 г. и унификацией нашего законодательства с российским и украинским.

НАПРИМЕР, в России с 1 июня т.г. вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон № 15-ФЗ), а с 15.11.2013 г. начнут действовать поправки в КоАП, предусматривающие штрафы от 500 до 1500 RUВ за курение в аэропортах, на вокзалах и перронах, в местах общепита, отелях, учреждениях культуры, спорта, больницах, в поездах и на самолетах. При этом согласно Закону № 15-ФЗ в учреждениях, не попавших в «запретный список», должны быть оборудованы специальные места для курения. Их несоответствие установленным требованиям грозит должностным лицам штрафом от 20 тыс. до 30 тыс. RUВ (т.е. чуть ли не 1 тыс. USD!), а для юрлиц — от 50 тыс. до 80 тыс. RUВ. Несоблюдение требований к знаку о запрете на курение или его размещению будет караться в России штрафом от 10 тыс. до 20 тыс. RUВ на должностных лиц и от 30 тыс. до 60 тыс. RUВ — на юрлиц. В придачу отсутствие контроля за соблюдением антитабачного закона на «своих» территориях и помещениях, где курение запрещено, чревато штрафом для должностных лиц от 30 тыс. до 40 тыс. RUВ, для юрлиц — от 60 тыс. до 90 тыс. RUВ. Разумеется, российские бизнесмены активно протестовали против таких мер, считая несправедливым, что на них перекладывают ответственность за курильщиков-нарушителей, т.к. уследить за каждым работником невозможно.

Не появятся ли со временем аналогичные нормы в нашем КоАП? Сегодня белорусские субъекты хозяйствования обязаны запрещать курение табака на «своих» территориях и в закрытых помещениях, а также обеспечивать защиту работников от табачного дыма в соответствии с Декретом Президента от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» (далее — Декрет № 28). За курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах ст. 17.9 КоАП предусмотрен штраф в размере до 4 базовых величин, что сегодня составляет всего 520 тыс. Br.

Согласно Декрету № 28 юрлица и ИП, в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении которых находятся объекты, где курение запрещено, должны создать (выделить) специально предназначенные для этого места. Такая «курилка» в соответствии с постановлением МЧС и Минздрава от 22.04.2003 № 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения» должна иметь отдельную систему вентиляции с кратностью воздухообмена 10 м3/час и выводящую воздух за пределы здания без его рециркуляции, ее следует оборудовать урнами или пепельницами из негорючих материалов, не менее чем на треть заполненными водой, обеспечить первичными средствами пожаротушения, ограждающие конструкции (полы, стены и перекрытия) должны быть отделаны негорючими материалами и т.д. Она не может размещаться во взрывоопасных помещениях и рядом с ними, в туалетной комнате, должна быть обозначена соответствующими знаками, а температура воздуха зимой там не должна опускаться ниже 16 градусов и т.д.

НА САЙТЕ Минздрава РБ, где активно обсуждается законопроект, предлагается более четко прописать процедуру борьбы с «коридорными» и «лестничными» курильщиками, обязать милицию жестко пресекать курение на остановках общественного транспорта и в радиусе 50 м от них, в подземных переходах, возле любых ларьков и т.п. Есть предложение поощрять некурящих сотрудников прибавкой к зарплате. Правда, даже самые яростные борцы с табачным дымом, требующие призвать к ответу «тихих убийц окружающих», считают необходимым выделить достаточное количество специально оборудованных для курильщиков мест. Иначе нормы закона будут просто игнорироваться.

Анна РАДЮК

СПРАВКА «ЭГ»

Сегодня в Беларуси курит 30,5% населения (в 2001 г. — 41,6%), т.е. фактически каждый третий житель страны. Дышать же табачным дымом приходится всем остальным. Ученые утверждают, что длительное нахождение в прокуренном помещении наносит человеку такой же вред, как если бы он выкуривал 10–15 сигарет в день.