Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Купим проверку недорого

Как выбрать аудиторов по тендеру

Как выбрать аудиторов по тендеру

С середины прошлого года выбор аудитора в ОАО с долей госсобственности стал проводиться в соответствии с Положением о порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг на тендерной основе, утв. постановлением Совмина от 2003-05-19г. N 652. Конкурсный отбор, предусмотренный Положением, стал бы весьма прогрессивным шагом, если бы государство, предприятия и сами аудиторы озаботились тем, как сделать его обоснованным, прозрачным и объективным. Ведь аудит несколько отличается по своей специфике от других услуг, не говоря уже о товарах.

Обычно тендер на аудит объявляется по упрощенной процедуре. Претенденты представляют тендерные предложения в письменном виде или по приглашению, опубликованному заказчиком в СМИ. Согласно Положению такая форма применяется, если ориентировочная цена контракта закупки ниже пороговой (80 тыс. евро). Однако тендер на аудит, скорее, следовало бы проводить по ограниченной процедуре, применяя предквалификацию -- предварительный отбор претендентов, удовлетворяющих указанным в тендерных документах квалификационным требованиям, которые все равно понадобятся. Но, к сожалению, квалификация и опыт далеко не всегда определяют фаворита. Как правило, в число критериев для претендентов входят:

-- опыт работы на рынке аудиторских услуг более 5 лет;

-- наличие в штате высококвалифицированных специалистов по экономике, праву и бухучету (обычно не менее 10 человек);

-- трудоемкость работ (например, 4 человеко-месяца);

-- высокий рейтинг на рынке аудиторских услуг;

-- проведение проверок крупных промышленных организаций;

-- стоимость услуг из расчета указанной трудоемкости;

-- срок проведения аудита.

Можно ли сделать оптимальный выбор по таким критериям?

Стаж работы на рынке и опыт аудита крупных предприятий, безусловно, важны. Эти условия заставляют белорусских аудиторов дорожить своей торговой маркой, а не менять фирмы как перчатки, понять, что брэнд, проверенный временем, -- едва ли не основное их достояние. Имеют значение количество и квалификация персонала. Заказчику стоит поинтересоваться также стажем работы сотрудников в аудите вообще и в данной аудиторской фирме в частности. С одной стороны -- численность работников в какой-то мере показывает уровень солидности фирмы, ее способность выполнять сложные большие заказы, соблюдая при этом в полном объеме нормы стандартов аудита (отечественных и международных). Выполнение аудиторских процедур, ведение рабочей документации, обеспечение внутреннего контроля качества требуют достаточного количества аудиторов и вспомогательного персонала. Для соблюдения этих требований необходимо вкладывать немалые средства в обучение сотрудников, приобретение и разработку внутренних стандартов, технологий аудита, оборудования и программного обеспечения. Таким образом, явное преимущество получат крупные аудиторские организации. Мелкие фирмы, а также индивидуальные предприниматели, хотя среди них есть блестящие специалисты, не смогут соответствовать таким требованиям. Возможно, это со временем приведет белорусский аудит в русло общемировых тенденций укрупнения аудиторских компаний и их объединения в глобальные сети. Ведь современный аудит -- это командный труд, а не создание личного шедевра.

Аудиторская организация должна представить документы, подтверждающие правомочность ее участия в конкурсе и возможности для выполнения работ по договору. Такая документация призвана убедить заказчика в том, что аудиторы обладают финансовыми, техническими и производственными возможностями, необходимыми для выполнения проекта. Желательно предоставить рекомендации предприятий -- клиентов, работающих в схожих отраслях. Не лишними будут сведения о материально-технической и информационной базах, программном обеспечении. Для заказчика имеет значение финансовое состояние аудиторской фирмы, характеризующее способность отвечать по претензиям.

Практически всегда в условиях тендера отсутствует один из ключевых критериев -- независимость аудитора от проверяемого субъекта. Такое требование содержится в ст. 8 Закона "Об аудиторской деятельности", но механизм его реализации должен обеспечиваться именно при выборе аудитора. Подавая заявку, аудиторская организация должна подтвердить, что не имеет с заказчиком и его должностными лицами никаких имущественных и родственных связей. Контролирующим органам при проверке деятельности аудиторов тоже следовало бы уделить этой теме хоть какое-то внимание. Ведь если принцип независимости не соблюдается, аудиторское заключение превращается в пустую бумажку. Возможно, инспекции МНС это и безразлично. Но существуют и другие пользователи, в т.ч. за рубежом, которые куда щепетильнее.

Что касается участия в рейтинге, то поскольку в республике отсутствует сколько-нибудь массовая и обоснованная система рейтингования, подобная хотя бы российской, условие это несерьезно. Например, фирмы "Большой четверки" не числятся ни в каких рейтингах, но их авторитет от этого никак не умаляется...

Плохо то, что выбор аудитора в целом непрозрачен и зависит от администрации (деятельность которой и предстоит проверить и оценить), а не от собственников. Например, в России согласно ст.86 Закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" требуется утверждение аудитора общим собранием акционеров (п. 2 ст. 86). А для выбора аудиторов госпредпредпрятий Минимущество РФ проводит конкурсы, условия которых утверждены специальными нормативными актами, которые, впрочем, далеки от совершенства.

В условиях тендера обычно указаны срок проведения и трудоемкость аудита. Почему-то администрация наших предприятий считает, что в состоянии сама определить объем проверки, не представляя при этом ее содержание. Но такие вопросы может определить только сам аудитор после предварительного обследования объекта, оценки состояния учета и профессиональных рисков в соответствии с правилами аудиторской деятельности, которых составители тендерных условий чаще всего и краем глаза не видели. Куда важнее было бы представление технического задания, содержащего перечень вопросов, подлежащих обязательному раскрытию в ходе аудита. Поскольку составить его непросто, образец желательно утвердить в виде нормативного акта. Например, в России подробное техзадание для аудита госпредприятий утверждено распоряжением Минимущества от 2002-12-30г. N 4521-р. Это задание сопоставляется с техническим предложением участника тендера, которое обычно состоит из общего плана, программы аудита, методики проведения проверки и другой информации по требованию организаторов тендера.

В общем плане аудита указываются сроки проведения работ, дата предварительного отчета, сроки обсуждения отчета с клиентом, даты окончательного отчета и заключения. Общий план является предварительным и может быть скорректирован на стадии планирования аудита. В программе аудита указываются объем и структура работы. Программа составляется аудиторами исходя из ее опыта работы по аналогичным проектам, подхода к проведению аудита, правил аудиторской деятельности и внутрифирменных стандартов.

Только на основе этих данных можно говорить о стоимости аудиторской проверки. На основе предварительного плана и программы аудита аудиторская организация может составить оптимальный прогноз о времени, необходимом проверяющим для выполнения задания, численности исполнителей, произвести расчет стоимости оказываемых аудиторских услуг. К сожалению, фактор цены зачастую является главным, затмевая все остальные критерии выбора аудитора. Стремление получить дешевые услуги вдобавок поощряется государственной политикой экономии средств. При этом далеко не всегда есть понимание того, что дешевизна и качество в данном случае несовместимы. Аудит заведомо не может быть дешевым вследствие достаточно высокой стоимости обучения, совершенствования профессионального уровня и информационного обеспечения аудиторов.

Определившись с критериями, необходимо уяснить, чего же заказчик ждет от аудита. В настоящее время, к сожалению, существуют аудиторы (как фирмы, так и предприниматели), которые за мизерную цену готовы предоставить аудиторское заключение. Не случайно, Законом "Об аудиторской деятельности" установлена ответственность для лица, подписавшего заведомо ложное заключение и привлечение его к уголовной ответственности. Кроме того, заключение должно получить признание пользователей отчетности. Иначе придется искать других, более авторитетных аудиторов и платить снова, на этот раз -- по мировым ценам, или же отказаться от тех инвестиционных проектов, для которых требуется аудиторское заключение.

В развитие Закона "Об аудиторской деятельности" и Указа Президента от 2004-02-12г. N 67 следует принять нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения конкурса (тендера) на выбор аудиторской организации. Там должны быть указаны: требования к аудиторским организациям -- участникам конкурса; сроки и порядок приема заявок, место проведения отбора, подведения и оглашения итогов; критерии отбора, перечень необходимых документов, включая общие сведения о конкурсанте, техническое и финансовое предложения, требования к их оформлению.

Когда выбор аудиторов будет производиться на основе оптимального сочетания двух основных критериев -- качества и цены, аудит сможет принести предприятию реальную пользу. А правильная формулировка условий тендера могла бы сыграть здесь важную роль.