$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Куда вывезет «тройка»

02.10.2009

Вступление в силу с 1 января 2010 г. договоренностей о создании Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана вызывает у отечественного бизнеса немало вопросов, связанных с изменениями условий деятельности. В чем суть этих изменений? Как оценивают субъекты хозяйствования свои экономические перспективы в новой правовой среде? Об этом шла речь на состоявшемся недавно в Минске очередном заседании Совета по развитию предпринимательства.

Работа по формированию правовых основ Таможенного союза идет очень интенсивно, сообщил на заседании советник управления СНГ и ЕврАзЭС МИД Беларуси Сергей Кудрейко. В частности, одновременно с минским мероприятием в Алматы проходило заседание рабочей группы по согласованию и унификации единого таможенного тарифа в рамках «тройки». При этом стороны преодолели разногласия и, как сообщил СМИ первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, одобрили этот тариф. Впрочем, о полном согласовании позиций сообщалось уже не раз.

Работа по согласованию тарифов была одним из 7 ключевых, по словам С.Кудрейко, направлений по формированию нормативной базы Таможенного союза (ТС). Унификация ставок импортных таможенных пошлин должна обеспечить единую внешнеторговую политику. Естественно, это затрагивает и интересы субъектов хозяйствования, многие из которых с 1 января столкнутся с повышенными ставками, что существенно повлияет на отношения с нынешними зарубежными партнерами. Поэтому процесс унификации ставок логично было бы сделать открытым. Однако белорусский бизнес приобщен к нему не был. Поэтому ему остается надеяться, что на трехсторонних переговорах по единому таможенному тарифу чиновникам от нашей страны удалось отстоять интересы отечественных субъектов хозяйствования.

В Алматы был одобрен и проект Таможенного кодекса — еще одно ключевое направление в формировании общей правовой базы создаваемого регионального образования. Участник разработки этого документа, который предполагается ввести в действие с 1.07.2010 г., начальник отдела организации таможенного оформления и таможенных режимов ГТК РБ Александр Нистюк обнадежил бизнесменов, сообщив, что в кодекс постарались включить наиболее прогрессивные нормы, учесть в нем все лучшее в законодательстве трех стран и международные нормы, заложенные в Киотской конвенции 1995 г. Белорусским субъектам хозяйствования останется только усвоить новшества, например, в части терминологии. Так, вместо термина «таможенное оформление» будет употребляться «выпуск товара». А.Нистюк отметил, что «на первом этапе речь идет о том, чтобы производился выпуск товара в той стране, резидент которой заинтересован во ввозе товара. Соответственно после выпуска для внутреннего потребления, уплаты причитающихся таможенных платежей этот товар иностранного происхождения, но уже имеющий статус товара ТС, может свободно перемещаться по территории государств-участников». Если, скажем, товар был ввезен белорусским импортером, который затем продал его казахстанскому, то дополнительных таможенных операций, например, декларирования, уплаты платежей, не предполагается.

Рабочей группой «тройки» разработаны и принципы взимания в рамках ТС косвенных налогов. Как сообщила на заседании Совета консультант главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Зоя Кухарева, в качестве базового документа стороны утвердили принятое в 2008 г. на Межгосударственном совете ЕврАзЭС соглашение, которое определяет порядок взимания косвенных налогов по принципу страны назначения. Механизм его реализации будет определен через 4 международных протокола: о порядке взимания косвенных налогов и контроля за их уплатой при экспорте-импорте товаров, об особенностях взимания косвенных налогов при импорте и экспорте товаров в СЭЗ, о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг, об информационном обмене между налоговыми органами. Введение в действие этих протоколов запланировано на 1.07.2010 г.

По словам З.Кухаревой, при разработке указанных документов учитывалась действующая практика взимания косвенных налогов между Беларусью и Россией. Но есть и отличия, которые, как подчеркнула представитель Минфина, направлены на создание более выгодных условий для белорусских субъектов хозяйствования. В частности, срок представления документов для обоснованности применения нулевой ставки НДС будет увеличен с теперешних 90 дней до 180.

Надвигающаяся перспектива Таможенного союза, как показало заседание Совета, отечественным бизнесом воспринимается неоднозначно. «Мы, международные перевозчики, с нетерпением ждем того момента, когда этот союз станет реальностью», — заявил генеральный директор ООО «Белинтертранс» Вячеслав Довнар. По его словам, объем услуг белорусских автоперевозчиков находится на уровне 650 млн. USD, хотя потенциал — 1 млрд. USD. Рост транспортники связывают с российским рынком. Однако ограничительные меры наших соседей не позволяют увеличить объемы. В.Довнар выразил уверенность, что статус Таможенного союза потребует от России упразднения указанных ограничений, в результате чего для белорусских автоперевозчиков на восточном направлении откроются дополнительные ниши экспорта.

Иначе оценивают свои перспективы, связанные с Таможенным союзом, производственники. «Я проработал в России 10 лет и прекрасно знаю положение дел там», — отметил в своем выступлении на заседании Совета генеральный директор ЗАО «Борисовдетспецпродукт» Виктор Хиневич. Он руководит единственным в нашей стране частным молочным заводом, вся продукция которого реализуется на отечественном рынке. Поскольку наши частники, в т.ч. в молочной отрасли, государством не дотируются, то сегодня экспорт в Россию для ЗАО невыгоден. «И при открытии границы мы не сможем вывозить туда свою продукцию из-за высокой себестоимости», — уверен В.Хиневич.

Есть сомнения и у представителей других сфер бизнеса. «С открытием границ к нам однозначно устремится поток дешевых товаров», — заявил на заседании Совета Владимир Кульбенков, директор частного предприятия «Куво», выпускающего стекла для автотранспорта и имеющего сегодня устойчивые партнерские связи с МАЗом, Белкоммунмашем, Гомсельмашем. По его словам, китайский ширпотреб, которого нынче предостаточно в России и Казахстане, хлынет в Беларусь, из-за чего положение отечественных производителей, прежде всего малого и среднего бизнеса, резко ухудшится.

Какие стратегические выгоды экономического характера получит Беларусь в результате вхождения в Таможенный союз? Этот вопрос, поставленный предпринимательским сообществом на заседании Совета перед представителями органов госуправления, остался без ответа.

Михал СТЕЛЬМАК