$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

КУДА УШЛИ КАЗЕННЫЕ ДЕНЬГИ

05.07.2011

Проблемы эффективности использования государственных средств и поиска резервов для их экономии и пополнения доходной части бюджета без роста налоговой нагрузки обсуждали депутаты на одном из заключительных заседаний восьмой сессии Палаты представителей при утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2010 г.

В прошлом году доходы республиканского бюджета по сравнению с 2009 г. сократились на 2,4%, или на 749 млрд. Br, сообщила, выступая перед депутатами заместитель председателя Комитета госконтроля Раиса Саврицкая. Почти наполовину уменьшились поступления неналоговых доходов, причем наибольшее снижение произошло по доходам от использования имущества, находящегося в госсобственности, и прочим неналоговым доходам.

У контролеров немало идей по исправлению положения. Так, КГК предлагает организовать эффективную систему сбора экологического налога за захоронение отходов производства. В 2010 г. бюджет недополучил свыше 15 млрд. Br — взыскание указанной задолженности оказалось вне сферы контроля налоговых органов. Р.Саврицкая объяснила депутатам, что согласно Налоговому кодексу плательщиками экологического налога являются владельцы отходов производства. Они перечисляют в бюджет только ту сумму, которую получают от собственников отходов. И если у последних осталась задолженность, то по учету в налоговых органах она не числится.

Пополнить бюджет помогла бы качественная инвентаризация госимущества. Если бы его своевременно ставили на учет, то и налога на недвижимость бы прибавилось. Проверки показывают, что порядка здесь по-прежнему нет, сообщила Р.Саврицкая. К примеру, за 2010 г. по результатам контрольных мероприятий КГК организациями поставлено на учет и дооценено основных средств на 541 млрд. Br. С этой суммы казне причитается немалая доля в виде налога на недвижимость.

Еще один резерв — укрепление дисциплины в расчетах с бюджетом. Задолженность по налоговым платежам на 1.01.2011 г. составляла 32 млрд. Br (более половины этой суммы приходилось на Минск и Гомельскую область), а по таможенным — 66,3 млрд. Br. При этом КГК установлено, что МНС не обеспечило единый подход к исчислению пени за неуплату налоговых платежей, которая на 1 января почти в 2,5 раза превышала сумму неуплаченных налогов. Между тем только в Минске пеня насчитывалась тремя методами.

Требует совершенствования, считают в КГК, существующий механизм освобождения организаций от административных взысканий. В 2010 г. им воспользовались 172 плательщика, сэкономив таким образом свыше 100 млрд. Br. А вот насколько эффективна такая мера для государства, никто не выяснял.

Руководители отдельных госорганов должны наладить надлежащий контроль за полнотой и своевременностью перечисления подведомственными им организациями платежей в госказну. Например, только 5 проверенных КГК организаций не перечислили 4,8 млрд. Br, полученных от сдачи недвижимого имущества в аренду. У некоторых такая практика длится годами, например, у РУП «Аэропорт Минск-1» и ОАО «Агат-электромеханический завод» — с 2008 г.

Контролеры обратили внимание и на то, что департамент «Белавтодор» и подчиненный ему РУП «Белорусский дорожный инженерно-технический центр» ослабили контроль на дорогах, что привело к недополучению платежей за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по дорогам общего пользования. Транспортным организациям только Брестской области предложено добровольно внести плату за проезд на сумму 3,5 млрд. Br.

Р.Саврицкая отметила, что, как и в предыдущие годы, неравномерно исполнялись расходы по разделам бюджетной классификации. Хуже всего дела обстояли с расходами на охрану окружающей среды, национальную экономику и здравоохранение, получше с расходами на социальную политику, судебную власть, общегосударственную и правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности. При этом сохранена социальная направленность бюджетных расходов, удельный вес которых увеличился на 10%.

Немало нарушений использования бюджетных средств выявлено в сфере ремонтно-строительных работ, в частности, в дорожном хозяйстве. Ситуация здесь непростая. Просрочены сроки капремонта 80% республиканских автодорог. «Белавтодор» жалуется на сокращение объемов финансирования. Действительно, в 2010 г. расходы республиканского бюджета на дорожное хозяйство были ниже, чем в 2009 г. Однако проверки выявили многочисленные факты завышения объемов и стоимости выполненных работ, затягивания сроков сдачи объектов в эксплуатацию, что привело в итоге к использованию с нарушением законодательства свыше 700 млн. Br из 1 трлн. выделенных средств.

В ходе проверки сметной документации исключены на 26 млрд. Br незаконные выплаты за работу в вечернее время и за сменность при строительстве участка метро от станции «Институт культуры» до станции «Петровщина». А при реконструкции театра имени Янки Купалы подобным образом пытались выплатить 105 млрд. Br.

Несмотря на строгий контроль за эффективностью расходования средств господдержки, нарушения в этой сфере продолжаются. Например, на Борисовском хрустальном заводе на организацию производства медицинского стекла направлено почти 58 млрд. Br, рассказала Р.Саврицкая. Импортозамещающий проект был призван обеспечить выпуск отечественных ампул и флаконов для лекарственных средств. Ввод в эксплуатацию состоялся 2 года назад, но конкурентоспособность продукции не обеспечена, импорт ампул и флаконов продолжается.

За два года так и не введено в эксплуатацию импортное оборудование стоимостью 700 млн. Br на птицефабрике «Победа» Логойского района. Потери из-за этого только в 2010 г. составили 800 млн. Br, которые приходится платить сторонним организациям за убой и транспортировку птицы. Затянулась установка дорогостоящего оборудования, закупленного с участием бюджетных средств, на кобринской и гродненской птицефабриках.

Не дала ожидаемых результатов реализация отдельных госпрограмм. Так, в соответствии с программой развития бытового обслуживания населения на 2006–2010 гг. только на развитие службы быта на селе направлено около 80 млрд. Br. Однако бюджетные средства на местах использовались в основном для покрытия убытков. За 5 лет райбыткомбинаты так и не смогли обеспечить оказание столь востребованных населением услуг, как помол зерна, кладка и ремонт печей, обустройство колодцев, обработка приусадебных участков. Слабо развито и неудовлетворительно организовано выездное бытовое обслуживание сельских жителей.

Анна ФЕДОРОВА