$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КУДА «УПРОЩЕНКА» - ТУДА И БИЗНЕС©

28.07.2015

Деловое сообщество Беларуси считает, что предлагаемые чиновниками изменения в упрощенную систему налогообложения существенно усложнят условия работы малого и среднего бизнеса. Это приведет к значительному сокращению инвестиций и налоговых поступлений в бюджет. Своим мнением о возможных новациях в «упрощенке» с «ЭГ» делится председатель Белорусского союза предпринимателей, член совета по развитию предпринимательства Александр КАЛИНИН.

Давайте сразу и по существу. БСП не согласен с предложением о снижении с 1500 до 500 м2 критерия для целей уплаты налога на недвижимость субъектами предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения. Это будет препятствовать решению задачи укрепления материальной базы малого бизнеса, поставленной в проекте директивы «О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь». Мы считаем возможным снизить данный критерий до 1000 м2, но только в качестве компенсирующей меры при рассмотрении новых подходов администрирования налога на недвижимость с учетом предполагаемого снижения налоговой нагрузки по этому платежу для субъектов хозяйствования и расширения налогооблагаемой базы для физических лиц. Полагаем, что для первых налоговая нагрузка здесь должна быть уменьшена не менее чем в 5 раз, поскольку применение коэффициента, позволяющего в 2,5 раза увеличивать ставки налога на недвижимость, крайне негативно отразилось на финансовом состоянии предприятий и явно препятствует новым капвложениям. В нынешней экономической ситуации именно налог на недвижимость создает порой неподъемное налоговое бремя и стал своего рода тормозом для развития малого бизнеса.

Мы также не согласны с предложением повысить ставку налога при УСН в отношении отдельных видов доходов, в частности, процентов за пользование денежными средствами, стоимости безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, сумм безвозмездно полученных денежных средств, доходов выгодоприобретателя по договору доверительного управления имуществом. Это, по нашему мнению, значительно усложнит учет и снизит привлекательность применения УСН для субъектов хозяйствования. Более того, это практически выхолащивает суть данного режима налогообложения.

Прежде чем выделять внереализационные доходы, которые, как уверяют госорганы, представляют собой «чистую прибыль», надо вернуться к вопросу обоснованности включения в выручку для налогообложения при УСН возмещаемых коммунальных расходов. Ведь в свое время включение их в налогооблагаемую базу при УСН мотивировалось именно единой ставкой налогообложения всей поступающей выручки. Проценты за пользование денежными средствами по остаткам на счетах у подавляющего большинства субъектов малого бизнеса незначительны, начисляются банками самостоятельно, и их отдельное налогообложение не даст существенных поступлений в бюджет. А вот декларирование и налоговое администрирование значительно усложнятся. Кроме того, следует учесть, что в Беларуси не облагаются подоходным налогом доходы физических лиц по процентам за пользование денежными средствами. А потому введение их дополнительного налогообложения при УСН сократит инвестиции в малый бизнес.

Особенно негативную оценку и возражения бизнес-сообщества вызывает предложение понизить критерии для целей применения УСН без уплаты НДС по валовой выручке с 9,4 млрд. до 4,1 млрд. Br в год, а численности работников — с 50 до 15 человек. Совершенно очевидно, что такой шаг приведет к уменьшению количества субъектов малого бизнеса и сокращению рабочих мест. Между тем малый бизнес должен способствовать, прежде всего, самозанятости, что очень важно в нынешних условиях. Напомню, что расширение критериев применения УСН обеспечило увеличение количества работников малых организаций с 773 тыс. чел. в 2010 г. до 847 тыс. в 2014-м. При этом увеличились поступления в бюджет подоходного налога и отчислений в ФСЗН, а количество действующих ИП возросло с 245 тыс. (2011 г.) до 267 тыс. (2014 г.)

В условиях функционирования единого рынка товаров, услуг и капитала ЕАЭС нам надо учитывать опыт России, чтобы создать реальную конкурентную среду. Так, антикризисный план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, утв. распоряжением правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р, предусматривает в целях поддержки малого и среднего предпринимательства предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы» до 1%, при критерии выручки 60 млн. RUB (около 16 млрд. Br) и численности работников до 100 чел. А с 1.01.2015 г. вступил в силу Закон РФ от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в статью 34620 и главу 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который в целях поддержки субъектов малого предпринимательства предусматривает наделение субъектов РФ правом предоставлять 2-летние «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших в течение 2 лет со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на УСН или патентную систему налогообложения.

Мы возражаем против введения каких-либо новых запретов на виды деятельности для применения УСН индивидуальными предпринимателями. Это представляется как мера по пересечению схем минимизации налоговых платежей с использованием счетов ИП. Но, по нашему мнению, заслуживает внимания и требует дополнительного обсуждения предложение МНС о понижении установленного критерия выручки для ИП, при котором плательщик вправе применять УСН без ограничения на виды работ, услуг.

Учитывая реальный товарооборот большинства ИП и то, что Указ от 16.05.2014 № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» в 2014–2015 гг. стимулировал ИП к переходу на «упрощенку», критерий годовой выручки для них должен быть не ниже 1,5– 1,8 млрд. Br.

Считаю, что органам госуправления надо очень взвешенно подойти к планируемым изменениям в упрощенную систему налогообложения, объективно оценить все возможные последствия, чтобы не выхолостить ее суть и в конечном счете не нанести серьезный ущерб развитию малого бизнеса и инвестициям в непростых экономических условиях. Надеюсь, что мнение бизнес-сообщества будет услышано. Мы всегда готовы к конструктивному диалогу.