$

2.1204 руб.

2.4136 руб.

Р (100)

3.2021 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Куда уходят миллионы

15.02.2008

На отечественном рынке питания для домашних животных практически отсутствуют местные производители. Наиболее заметный белорусский игрок — ОАО «Жабинковский комбикормовый завод», продвигающий брэнд «Рекс» — еду для собак. При том амбиции предприятия не ограничиваются удовлетворением внутреннего спроса, со дня на день ожидается сертификация товара в России. О специфике ведения подобного бизнеса, а также об особенностях отрасли мы беседуем с директором завода Василием ВОЛКОМ.

— Василий Константинович, как появилась идея наладить производство питания для домашних животных?

— Мысль накормить отечественных собак у меня возникла в середине 90-х, когда я стажировался в США. Тамошние специалисты рассказали, что у них рентабельность подобных проектов доходит до 70%. Достичь таких показателей при изготовлении комбикормов практически нереально, приходится ограничиться 5-6%. Хотя разница в технологическом процессе приготовления минимальная. Поэтому, как только сумели преодолеть экономические трудности на предприятии и появились средства, мы приобрели американскую линию по изготовлению сухого корма.

— Насколько оправдались оптимистичные ожидания?

— Говорить о конечных результатах преждевременно, мы только раскручиваем проект. О чем, однако, ни разу не пожалели. Рентабельность производства в 2007 г. равнялась 10-12% (в бизнес-планы закладывали 20%, но помешал рост цен на сырье). В объеме производства сухие корма пока занимают 1%, но в общей прибыли предприятия их доля составляет 15%.

В будущем показатели должны вырасти (по нашим расчетам в течение 12 месяцев реализуем на 50% товара больше, чем в прошедшем году), что позволит окупить затраты на запуск линии по изготовлению сухого корма в размере 1,2 млрд. Br (800 млн. Br оборудование, 400 млн. Br монтаж).

Добавляет оптимизма низкая энергоемкость. В структуре затрат энергоносители занимают только 2%, поэтому возможное подорожание не поставит нас на колени.

Это позволяет нам уже в этом году расширить линию продукции. Вскоре на прилавках магазинов появится корм для щенков и кормящих собак. Также в первом полугодии выпустим питание для кошек.

— Какова емкость рынка питания для домашних животных?

— По нашим данным, кошки и собаки «съедают» до 10 млн. USD ежегодно. При этом покупательский потенциал населения гораздо выше и может вырасти в ближайшие годы в несколько раз.

Структура рынка следующая: порядка 80% приходится на долю эконом-класса, еще 15% — на премиум. Супер-премиум из-за высокой стоимости, до 100 USD за кг, представлен незначительно. Бесспорными лидерами являются марки Kitekat и Chappi. Вторую строчку занимают торговые марки Whiskas и Pedigree. Эти брэнды успешно закрепились в Беларуси (доля иностранных компаний составляет 90%), и отвоевать себе место под солнцем отечественному бизнесу будет непросто.

— Какие еще существуют препятствия для развития?

— Преимущества иностранных поставщиков усугубляются их раскруткой на российских ТВ-каналах. Теперь они нуждаются только в относительно дешевой поддерживающей рекламе. В то время как продвижение брэнда с нуля требует больших вложений капитала.

Вызывают озабоченность и весьма странные действия ряда товароведов, отказывающихся размещать «Рекс» на прилавках или задвигающих его на задние полки. Также часты случаи, когда под нашим кормом не указан ценник или продукт забрасывают отдельно от питания для животных, куда-нибудь на задворки. Эти действия похожи на тихий саботаж.

Проблему для нас создает и открытая граница с Россией. Недавно созданные там заводы Nestle и Mars активно развивают в Беларуси дистрибьюторские сети.

— Что белорусские производители могут противопоставить конкурентам?

— Хорошее соотношение цены и качества (например, при одинаковой рецептуре наше питание стоит в 2-3 раза дешевле Royal Canin), а также верную стратегию завоевания рынка. Пытаться выбить нынешних игроков — утопия, а вот воспитать своего покупателя вполне реально. Нам, например, помогает укрепить свои позиции серьезное отношение к деревенскому жителю. Ранее считалось, что этот сегмент бесперспективен, однако оказалось, что там также готовы приобретать корм. Через дилерскую сеть, которую мы создали в сельской местности, удается реализовывать до 20% объемов продукции. Уверен, в будущем этот показатель вырастет. Мы вплотную работаем с Минобороны, МВД, погранвойсками, где проходили испытания нашей продукции, которые дали положительные результаты.

Пока наше население в большинстве своем все еще кормит питомцев едой со своего стола. По расчетам специалистов, таких около 90%. Думаю, что мы постепенно будем приближаться к мировым стандартам, где ситуация противоположная. Прибавка в год будет составлять порядка 20-30%. В перспективе объем рынка может достичь отметки в 100 млн. USD, поэтому места должно хватить всем.

— Если организация питания для собак и кошек перспективна, то как обстоят дела с кормлением других домашних питомцев?

— Грызуны, аквариумные рыбки, рептилии, птички потребляют крайне мало питания. Соотечественники тратят на их содержание максимум 10-15 USD в месяц. Поэтому чтобы окупить затраты на производство, необходимо занять лидирующие позиции не только внутри страны, но и закрепиться на внешних рынках. К сожалению, сделать это нереально. Получение сертификата качества в России — процесс длительный и трудоемкий (что мы прочувствовали на своем «Рексе»). Украина также создает препоны на границе при ввозе конкурирующих видов товаров. Эти государства умеют защитить свои интересы.

— Каков ваш прогноз развития отрасли на ближайшие годы?

— Учитывая активизацию отечественного бизнеса (корм для животных также начали производить в Слониме, Барановичах), ситуация должна видоизмениться. Комбинатов у нас достаточно, а специализированный корм требует внесения минимальных изменений в рецептуру. Например, не вижу причин, по которым консервным заводам не разработать высокорентабельные аналоги для кошек.

Уверен, что мы сможем заняться и экспортом. Соотношение цены и качества позволит лучшим образцам товара котироваться на внешнем рынке, общий объем которого достигает 35 млрд. USD и растет очень динамично (в 1999-м было только 27,5 млрд. USD).

Антон БОЙКО