$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Куда уходят фонды

29.07.2008

В I полугодии 2008 г. Комитетом государственного контроля проведена проверка целевого и эффективного использования средств инновационных фондов министерств транспорта и коммуникаций, лесного хозяйства, информации, архитектуры и строительства, Госкомитета по стандартизации, Белкоопсоюза, концернов «Беллесбумпром», «Белбиофарм» и подчиненных им организаций. При этом установлено нецелевое и незаконное использование, необоснованное получение средств на 16039,9 млн. Br.

Так, Министерством транспорта и коммуникаций использовано не по целевому назначению, с нарушением законодательства средств инновационного фонда на сумму 191,8 млн. Br. Из них 71,7 млн. незаконно направлены на выдачу займа на строительство жилья работнику, не состоящему в штате Минтранса. Кроме того, из-за отсутствия должного контроля со стороны Минтранса в результате завышения цен на научно-исследовательские работы необоснованно получено подведомственными организациями 3,2 млн. Br из инновационного фонда. Аналогично Минлесхозом излишне перечислено за выполненные НИОКР подведомственному предприятию 25,2 млн. Br средств инновационного фонда.

Впрочем, с научно-исследовательскими работами ситуация складывается порой неоднозначно. Как рассказал «Экономической газете» начальник управления Комитета госконтроля Александр Гриценко, порой процедура подписания договора на выполнение НИОКР затягивается, а сами работы тем временем идут. Но график, установленный договором начинается с его подписания, а стоимость работ зависит от времени их выполнения. В итоге заказчик с исполнителем становятся заложниками несогласованности своих действий и несовершенства законодательства.

Однако это не оправдывает ни такой проступок, ни другие нарушения. Например, при проведении за счет средств инновационного фонда Мининформации строительно- монтажных работ в 3 почтовых отделениях подрядчиками была необоснованно завышена стоимость этих работ на 9,5 млн. Br. ОАО «Полес- печать» за счет средств данного фонда приобретен автомобиль с завышением его цены на 0,8 млн. Br.

Подведомственными организациями Минстройархитектуры при возврате ссуд из инновационного фонда своим работникам на строительство жилья, деньги в фонд не перечислялись, а оставались в составе оборотных средств. ОАО «Радошковичский керамический завод» в нарушение законодательства допустило несвоевременную поставку оборудования, закупленного за счет средств инновационного фонда Минстройархитектуры.

Госкомстандартом за счет своего инновационного фонда приобретены на 1,3 млн. Br компьютеры для бухгалтерии, что также было признано использованием средств не по целевому назначению.

50 млн. Br, выделенные из инновационного фонда Белкоопсоюза Брестскому и Ивановскому райпо на мероприятия по энергосбережению, внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования, использованы на покупку торговой мебели.

Установлено также, что 17 входящих в концерн «Беллесбумпром» организаций, получивших в 2007 г. из инновационного фонда концерна 15758,1 млн. Br, не выполнили основные целевые показатели прогноза социально-экономического развития, доведенные концерном в установленном порядке, тем самым лишив себя права пользования выделенными средствами, которые должны быть взысканы в инновационный фонд концерна как использованные не по целевому назначению.

Кроме того, выявлены факты, когда средства инновационных фондов, выделенные на строительство и реконструкцию объектов, приобретение оборудования, внедрение энергосберегающих мероприятий, научно-исследовательские работы, использовались недостаточно эффективно.

Многочисленные нарушения установлены при проверке формирования и использования средств инновационного фонда Гродненского облисполкома. Выборочная проверка показала, что 9 предприятий жилищно-коммунального хозяйства и 12 предприятий сельского хозяйства Гродненской области осуществляли перечисление не в полном объеме, вследствие чего образовалась задолженность, которая по состоянию на 1.01.2008 г. составляла 716,1 млн. Br.

В ходе проверки также установлено, что из поступивших в 2006-2007 гг. в инновационный фонд облисполкома средств на общую сумму 29 785,8 млн. Br (с учетом остатков), средства фонда в сумме 15 511,2 млн. Br, или более половины средств фонда за указанный период (52,1%) были отвлечены и незаконно использованы Гродненским облисполкомом на расходы местного бюджета, не связанные с инновационной деятельностью.

В нарушение требований Указа Президента от 4.08.2006 № 499 «О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли» предусматривающего, что не менее 70% средств инновационного фонда Минстройархитектуры направляется на обновление строительных машин и механизмов, транспортных средств и технологического оборудования, в т.ч. приобретаемых по лизингу, необходимых для развития мощностей строительной отрасли, средства инновационного фонда в 2006 г. на цели, названные в Указе, даже не планировались и фактически не расходовались. В 2007 г. фактическое финансирование указанных мероприятий составило только 3216,6 млн. Br, или 26,5% от средств инновационного фонда, полученных от строительных организаций.

В нарушение Инструкции о порядке зачисления, направлениях и целях использования средств инновационного фонда Гродненского облисполкома перечни строек и объектов, планы проведения НИОКР и работ по подготовке и освоению новых видов наукоемкой продукции, мероприятий по энергосбережению или не составлялись, или составлялись не на всю сумму сметных назначений. Кроме того, в нарушение требований действующего законодательства своды расходов средств инновационного фонда Гродненского облисполкома, а также сметы расходов фонда по отдельным его распорядителям в разрезе статей, подстатей и элементов затрат экономической (предметной классификации расходов в 2006-2007 гг. не составлялись.

Напомним, что согласно Положению, утв. постановлением Совмина от 14.05.2005 № 493, учет средств, исчисленных и уплаченных в инновационные фонды по плательщикам, должен осуществляться налоговыми органами. Тем не менее информацией о суммах задолженности по уплате средств в инновационные фонды не располагают и налоговики. Эти суммы не отражаются в отчетности МНС, поскольку законодательством не предусмотрено представление плательщиками соответствующих деклараций. Даже госорган, уполномоченный разработать форму этой отчетности, так и не был определен. Поэтому учет исчисленных средств в инновационные фонды до сих пор ведется налоговыми органами по фактически уплаченным суммам. При этом на сумму отчислений в инновационные фонды увеличивается себестоимость и снижается налогооблагаемая прибыль. То есть, отметил А.Гриценко, когда предприятия не уплачивают положенные суммы, бюджет теряет доходы дважды: в виде отчислений в инновационные фонды и части налога на прибыль. Все это служит благодатной почвой для ошибок и нарушений. Не проще ли было бы отказаться от инновационных фондов? По мнению А.Гриценко, мы рано или поздно к этому придем. Ведь введение этих фондов, отмечает сотрудник КГК, было вызвано необходимостью изыскать источники финансирования для некоторых мероприятий. И как только у государства и предприятий появится альтернатива, например, в виде создания дееспособных венчурных фондов и иных инвестиционных структур, дополнительные сборы уйдут в прошлое.