$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Программы

Куда приплывет подпрограмма

18.05.2016

Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 28.04.2016 № 345, включает подпрограмму развития внутреннего водного и морского транспорта, на выполнение которой потребуется 1143,1 млрд. Br, в т.ч. 947,7 млрд. Br средств республиканского бюджета.

Отметим, что в Программе развития внутреннего водного и морского транспорта на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 24.12.2010 № 1895, предусматривалось ежегодное увеличение объемов перевозок грузов внутренним водным транспортом в среднем на 12%, пассажиров – на 14%, рост производительность труда за пять лет – на 60–65%. Ожидалось, что рентабельность реализованной продукции, работ и услуг к 2015 г. составит 16%.

Выполнить поставленные задачи не удалось. Например, объем перевозок грузов внутренним водным транспортом с 2011 года не вырос, а снизился в 2,3 раза.

На тревожные тенденции в отрасли в январе 2014 г. обращала внимание коллегия Комитета госконтроля. По итогам проверок были отмечены отсутствие обоснованной стратегии развития отрасли, устойчивая стагнация ее экономических результатов, пущенная на самотек работа некоторых организаций. В адрес Минтранса было высказано немало претензий, в т.ч. по созданию национального торгового флота. Отдельные организации, которые учреждались для формирования эффективной системы транспортно-логистического обслуживания морских перевозок в интересах отечественных предприятий, занялись, например, оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами, посредничеством при купле-продаже стройматериалов. На заседании коллегии был сделан однозначный вывод: без принятия кардинальных мер выполнить программу невозможно.

Однако исправить ситуацию не удалось: в 2015 г. внутренним водным транспортом было перевезено 2,979 млн. т грузов, или 79,3% к уровню 2014 г., и 160 тыс. пассажиров – 63% к уровню 2014 г.

Численность работающих в этой сфере снизилась с 2,7 тыс. человек в 2010 г. до около 1,8 тыс. – в 2015 г.

Руководители отрасли ссылаются на объективные причины: недофинансирование, переориентация грузопотоков на железнодорожный транспорт, где тарифы на перевозку массовых минерально-строительных грузов ниже. В итоге внутренний водный транспорт в грузоперевозках оказался неконкурентоспособным.

Не в пользу отрасли складывалась и ситуация в Украине, воднотранспортное соединение с которой позволяет доставлять экспортно-импортные грузы.

В подпрограмме на 2016–2020 годы поставлена задача преодолеть негативные тенденции. Резервы для этого есть. Стоит сравнить соотношение протяженности внутренних водных путей, железных и автомобильных дорог: в Беларуси – 1 : 3 : 48; в России – 1 : 0,85 : 12,6; в странах ЕС – 1 : 6,4 : 135.

Подпрограмма призвана обеспечить доступность, высокое качество и безопасность услуг внутреннего водного и морского транспорта, а также развитие инфраструктуры. Ее целевыми показателями по отношению к 2015 г. являются рост грузооборота до 125%, увеличение объема внешнеторговых перевозок до 14 200 т, средневзвешенной величины гарантированных глубин внутренних водных путей – до 100,9 см, снижение износа погрузочно-разгрузочного оборудования до 70,5%; увеличение количества судов, зарегистрированных в Госреестре морских судов РБ, до 13 единиц.

Планируется создать учреждение «Государственная администрация водных путей и портов», которое наряду с выполнением других задач должно реализовать механизм включения в работу отрасли частных портовых операторов и перевозчиков за счет разделения функций по управлению инфраструктурой и перевозочной деятельностью, провести демонополизацию с целью формирования в перспективе рынка транспортных и стивидорных услуг, привлечь внешние инвестиции.

На повестке дня – развитие мультимодальных перевозок, в частности, смешанных железнодорожно-водных перевозок сырьевых грузов и энергоносителей, имеющих устойчивый грузопоток в международном сообщении. Будут создаваться условия для привлечения инвестора в целях формирования инфраструктуры, обеспечивающей обработку в Беларуси судов класса «река – море». Международное сотрудничество сконцентрируют на следующих направлениях: Украина – формирование условий по обеспечению беспрепятственного транзитного судоходства по ее территории с выходом в Черное море; Литва – развитие пассажирских перевозок по реке Неман; Латвия – создание правового поля для начала судоходства по Западной Двине с возможностью в долгосрочной перспективе выхода в Балтийское море.

Планируется расширить Госреестр морских судов Беларуси и повысить привлекательность морских перевозок под белорусским флагом.

Совершенствование инфраструктуры, в т.ч. воднотранспортных соединений с сопредельными государствами, поможет создать условия для организации международных грузоперевозок. Планируется увеличить гарантированные габариты внутренних водных путей и период навигации с устойчивым судоходством.

В соответствии со взятыми нашей страной обязательствами в рамках Европейского соглашения о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19.01.1996 г. будет продолжена работа по ликвидации узких мест международного водного пути Е 40.

В числе возможных рисков разработчики подпрограммы называют все то же недофинансирование, усиление конкуренции со стороны железнодорожного транспорта, а также уменьшение объема строительных работ, что автоматически снизит потребность в перевозке строительных грузов.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА