Куда приплывет подпрограмма
Государственная программа развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совмина от 28.04.2016 № 345, включает подпрограмму развития внутреннего водного и морского транспорта, на выполнение которой потребуется 1143,1 млрд. Br, в т.ч. 947,7 млрд. Br средств республиканского бюджета.
Отметим, что в Программе развития внутреннего водного и морского транспорта на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 24.12.2010 № 1895, предусматривалось ежегодное увеличение объемов перевозок грузов внутренним водным транспортом в среднем на 12%, пассажиров – на 14%, рост производительность труда за пять лет – на 60–65%. Ожидалось, что рентабельность реализованной продукции, работ и услуг к 2015 г. составит 16%.
Выполнить поставленные задачи не удалось. Например, объем перевозок грузов внутренним водным транспортом с 2011 года не вырос, а снизился в 2,3 раза.
На тревожные тенденции в отрасли в январе 2014 г. обращала внимание коллегия Комитета госконтроля. По итогам проверок были отмечены отсутствие обоснованной стратегии развития отрасли, устойчивая стагнация ее экономических результатов, пущенная на самотек работа некоторых организаций. В адрес Минтранса было высказано немало претензий, в т.ч. по созданию национального торгового флота. Отдельные организации, которые учреждались для формирования эффективной системы транспортно-логистического обслуживания морских перевозок в интересах отечественных предприятий, занялись, например, оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами, посредничеством при купле-продаже стройматериалов. На заседании коллегии был сделан однозначный вывод: без принятия кардинальных мер выполнить программу невозможно.
Однако исправить ситуацию не удалось: в 2015 г. внутренним водным транспортом было перевезено 2,979 млн. т грузов, или 79,3% к уровню 2014 г., и 160 тыс. пассажиров – 63% к уровню 2014 г.
Численность работающих в этой сфере снизилась с 2,7 тыс. человек в 2010 г. до около 1,8 тыс. – в 2015 г.
Руководители отрасли ссылаются на объективные причины: недофинансирование, переориентация грузопотоков на железнодорожный транспорт, где тарифы на перевозку массовых минерально-строительных грузов ниже. В итоге внутренний водный транспорт в грузоперевозках оказался неконкурентоспособным.
Не в пользу отрасли складывалась и ситуация в Украине, воднотранспортное соединение с которой позволяет доставлять экспортно-импортные грузы.
В подпрограмме на 2016–2020 годы поставлена задача преодолеть негативные тенденции. Резервы для этого есть. Стоит сравнить соотношение протяженности внутренних водных путей, железных и автомобильных дорог: в Беларуси – 1 : 3 : 48; в России – 1 : 0,85 : 12,6; в странах ЕС – 1 : 6,4 : 135.
Подпрограмма призвана обеспечить доступность, высокое качество и безопасность услуг внутреннего водного и морского транспорта, а также развитие инфраструктуры. Ее целевыми показателями по отношению к 2015 г. являются рост грузооборота до 125%, увеличение объема внешнеторговых перевозок до 14 200 т, средневзвешенной величины гарантированных глубин внутренних водных путей – до 100,9 см, снижение износа погрузочно-разгрузочного оборудования до 70,5%; увеличение количества судов, зарегистрированных в Госреестре морских судов РБ, до 13 единиц.
Планируется создать учреждение «Государственная администрация водных путей и портов», которое наряду с выполнением других задач должно реализовать механизм включения в работу отрасли частных портовых операторов и перевозчиков за счет разделения функций по управлению инфраструктурой и перевозочной деятельностью, провести демонополизацию с целью формирования в перспективе рынка транспортных и стивидорных услуг, привлечь внешние инвестиции.
На повестке дня – развитие мультимодальных перевозок, в частности, смешанных железнодорожно-водных перевозок сырьевых грузов и энергоносителей, имеющих устойчивый грузопоток в международном сообщении. Будут создаваться условия для привлечения инвестора в целях формирования инфраструктуры, обеспечивающей обработку в Беларуси судов класса «река – море». Международное сотрудничество сконцентрируют на следующих направлениях: Украина – формирование условий по обеспечению беспрепятственного транзитного судоходства по ее территории с выходом в Черное море; Литва – развитие пассажирских перевозок по реке Неман; Латвия – создание правового поля для начала судоходства по Западной Двине с возможностью в долгосрочной перспективе выхода в Балтийское море.
Планируется расширить Госреестр морских судов Беларуси и повысить привлекательность морских перевозок под белорусским флагом.
Совершенствование инфраструктуры, в т.ч. воднотранспортных соединений с сопредельными государствами, поможет создать условия для организации международных грузоперевозок. Планируется увеличить гарантированные габариты внутренних водных путей и период навигации с устойчивым судоходством.
В соответствии со взятыми нашей страной обязательствами в рамках Европейского соглашения о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19.01.1996 г. будет продолжена работа по ликвидации узких мест международного водного пути Е 40.
В числе возможных рисков разработчики подпрограммы называют все то же недофинансирование, усиление конкуренции со стороны железнодорожного транспорта, а также уменьшение объема строительных работ, что автоматически снизит потребность в перевозке строительных грузов.